13 ноября 2003

Интернет-конференция "Российская наука и СМИ" открылась на сайте Московского представительства Фонда им. Конрада Аденауэра(www.adenauer.ru). Эта конференция - совместный проект Фонда, Президиума Российской академии наук, Института научной информации по общественным наукам РАН, агентства научных новостей "ИнформНаука" и научно-популярного журнала "Ломоносов" .

На первую сессию "НАУКА И ОБЩЕСТВО - УТЕРЯННЫЕ СВЯЗИ" представлены следующие доклады:

1. Д-р. Маркус Ингенлат Приветственное слово д-ра Маркуса Ингенлата Руководителя Московского представительства Фонда им. Конрада Аденауэра

2. Стрельникова Л. Н. Куда идёшь, Наука?

"...На пороге XXI века охлаждение интереса общества к науке наблюдается не только в России, но и во всем мире. Наивная вера людей в способность науки и ученых разрешить все человеческие проблемы сильно ослабела. Взгляд общества на науку стал более критичным и пессимистичным. Почему? Автор анализирует три основные группы причин, которые, впрочем, взаимосвязаны..."

3. Иванченко А. Г. Хотят ли учёные быть услышанными? (или Сага о лотерейном билете)

"...Позиция многих деятелей российской науки напоминает поведение героя старого анекдота, который жалуется Богу на то, что все его соседи выигрывают в лотерею, а он никогда не выигрывает. На это Бог отвечает: LДа я что, я же с удовольствием! Только пусть он лотерейный билет хотя бы раз в жизни купит!¦.
Так что же нужно делать ученому, чтобы начать выигрывать в "лотерею", т.е. получать от общества финансирование на проведение своих исследований? ..."

4. Воробьева М. В. Готовы ли мы к диалогу? (К вопросу о диалоге науки и общества на примере религиоведения)

"...Форма диалога предполагает, что собеседники стремятся услышать друг друга и быть услышанными. В современной России часто имеет место ситуация, когда каждая из сторон v наука и общество - стремится слышать только саму себя и не желает принимать в расчет точку зрения другой. В докладе отношения науки и общества иллюстрируются конкретными примерами из области религиоведения..."

5. Бабкин В. И. Понимает ли власть, что её действия ведут к уничтожению научно-технического комплекса страны?

"...По мнению автора, уничтожение научно-технического комплекса страны является не просто недомыслием, но результатом целенаправленной политики Правительства России. Приводя многочисленные примеры и анализируя действия Правительства по "реформированию" научно-технического комплекса России за последние несколько лет, он делает вывод о том, что подобные "либеральные реформы" чреваты социальным напряжением и могут привести Россию к потере государственности..."

6. Леглер В. А Социальное положение науки в Советском Союзе и в постсоветской России: кажущиеся потери

"...Часто высказывается мнение, что смена политического строя в бывшем СССР погубила великую советскую науку. Автор считает эту точку зрения ошибочной и основанной на неверном понимании того, что представляла собой советская наука.
Количественное уменьшение объема науки в постсоветское время представляет собой скорее благоприятный фактор. Прекращено отвлечение множества наиболее способных людей и значительных финансовых ресурсов на бессмысленную имитацию. Появилась свобода v главное условие существования науки. Уменьшившаяся в своем объеме российская наука улучшает свое качество и постепенно становится частью единой мировой науки..."

7. Плетнер Ю. Д. Государственный PR российской науки закончился. Что дальше?

"...Серьезная проблема для большинства российских ученых v непонимание роли связей с общественностью и значения систематической работы с прессой, а также нежелание этому учиться. Даже в условиях отсутствия масштабной государственной поддержки можно добиться заметного повышения авторитета науки в обществе. Для решения этой задачи нужна, прежде всего, добрая воля самих ученых и их готовность сотрудничать..."

8. Королев П. М. Наука. Журналистика. Общество и государство. Взгляд на ландшафт с намерением узреть возможности для когеренции

"...Соответствующее действительности описание связи между Lакадемией¦ и Lгражданским обществом¦, предполагает, во-первых, анализ современного российского общества, его субъектных составляющих, намерений каждого субъекта и оценку имеющихся средств для реализации этих намерений. Во-вторых, необходима система проектов и программ работ для снятия выявленного дефицита (знаний, средств, техник) и представление списка форм предметов договора между субъектами гражданского общества и рабочими группами в рамках проектной базы...."

9. Мадера А. Г. Отношение науки и СМИ как концентрированное выражение экономики

"...Рассмотрение науки и СМИ с экономической точки зрения обнаруживает их кардинально различные интересы. СМИ, как и любое коммерческое предприятие, заинтересовано в получении возможно большей прибыли. Для ученого принципиальную важность имеет вопрос о приоритете. Его основная аудитория v научное сообщество. Наметившееся в последнее время оздоровление российской экономики создает рыночный спрос на научное знание об окружающем мире, которое позволяет действовать осознанно и целенаправленно..."

10. Клинк Н. Ю. Утеряна ли связь между наукой и обществом?

"...Автор последовательно рассматривает науку как компонент человеческой культуры, форму общественного сознания, форму познания мира и сферу человеческой деятельности. Делается вывод о том, что связи науки и общества вовсе не утрачены, их только необходимо актуализировать..."

11. Баташев А. Г. Общество и наука в поисках утерянных связей

"...В центре внимания автора находятся два вопроса. Почему российская наука оказалась в столь жестком кризисе? Что делать, чтобы наша наука в максимальной степени могла соответствовать запросам и долгосрочным потребностям развития нашего общества?..."