29 октября 2003

Георгий Давиташвили,
режиссер кино и телевидения,
член.-корр. Академии художественной критики,
номинант "ТЭФИ-2000", канд. архитектуры

Сегодня в странах Запада становится все более ощутимым кризис телевидения, главным образом вызванный снижением к нему интереса со стороны молодого поколения (людей младше 35 лет), предпочитающего телевидению как СМИ интернет как СМК. Однако не за горами смыкание СМИ и СМК путем массового распространения интернет-телевидения. Вероятно, именно таким путем будет преодолеваться кризис телевидения. В глобальном масштабе смыкание СМИ и СМК посредством интернет-телевидения может произойти уже через 7-10 лет, что неизбежно внесет глубокие качественные изменения в структуру телевидения как социально-культурного института. Рано или поздно этот процесс коснется России и всего постсоветского пространства. Что в таком случае ждет телевидение?

1. "Интерактив" как новая сущность ТВ. Коренным образом изменится модель взаимоотношений между вещателем и телезрителем, которого уже вполне справедливо нужно будет именовать телепользователем. Если сегодня эти взаимоотношения строятся на добровольно-принудительной основе - зритель может смотреть только то, что в строго заданное время в безальтернативном порядке предлагает ему тот или иной вещатель, реализуя над зрительской аудиторией ползучий диктат, - то с развитием интернет-телевидения зритель (телепользователь), получит гораздо большую свободу, и не только в выборе того, "что" и на каком канале смотреть, но в выборе - "когда" смотреть, а также "как" смотреть. Таким образом, интернет-ТВ станет в подлинным смысле слова интерактивным телевидением.

Появление интерактивного интернет-телевидения по своему социальному и культурному эффекту сравнимо с распространением всеобщей грамотности: если когда-то безграмотные люди были вынуждены собираться группами или толпами вокруг чтеца или глашатая, то при всеобщей грамотности каждый стал способен сам выбирать место и время, когда ему читать книгу, газету или правительственное сообщение. Аналогично этому и интернет-телевидение будет строить свои взаимоотношения со зрителем индвидуально: зритель получит возможность сам выбирать время, когда ему включить просмотр телепрограммы, получит возможность самостоятельно "листать" программу, пропуская ненужное и малоинтересное и останавливаясь на наиболее интересном. Практически исчезнет понятие "пропустить программу". При этом данная структура взаимоотношений вовсе не упразднит феномен прямого эфира ("лайфа") как ценнейшего завоевания электронных СМИ, берущего начало в радиовещании (способность обеспечивать эффект присутствия есть одно из основополагающих свойств электронных СМИ и обладает почти метафизическим значением). Однако и здесь неизбежна несравненно большая гибкость в системе взаимоотношений вещателя со зрителем. Последний сможет теперь устанавливать разные режимы просмотра прямого эфира: скажем, останавливать на время просмотр, в ускоренном режиме "догонять" его, досматривать пропущенное уже после эфира и т.д. Вполне вероятно, что интерактивные возможности интернет-телевидения позволят зрителю самому выбирать точки и ракурсы просмотра прямых эфиров спортивных состязаний, концертов, шоу, использовать те или иные спецэффекты, самостоятельно делать повторы, в дальнейшем не исключено и индвидуальное применение трансфокации.

2. Крах программного всевластия. Применительно к нашим условиям и бытующим у нас внутрицеховым нравам данное изменение в структуре взаимоотношений "вещатель-зритель" радикальным образом повлияет на такой самодовлеющий механизм в жизни телевидения, каковым является программное планирование. Священная корова телевидения - пресловутая "сетка вещания" - отомрет, как атавизм. Ее заменит простой рубрикатор. Вместе с сеткой вещания канет в Лету и институт программных директоров, которых заменят традиционные редакторы. Это будет означать, что весь пафос программного шаманства вокруг размещения или неразмещения программ в сетке сведется на нет. В условиях царящей у нас откатно-теневой экономики таким образом может произойти естественная санация внутрицеховой жизни телевидения: отсутствие заинтересованности во временных приоритетах со стороны спонсоров, заказчиков, производителей телепродукта нанесет существенный удар по коррумпированности телевизионных чиновников, делающих своекорыстные гешефты именно на программных позициях в сетке вещания. Теперь задачей руководства телеканалов (иначе - ТВ-сайтов) станет формирование своего собственного, отличного от других набора (ассортимента) программ, которые за исключением прямых трансляций, будут размещаться на сайте вещателя без учета времени и последовательности показа. Да и понятие "показ" будет касаться теперь исключительно прямого эфира. Ко всему остальному будет применяться термины "размещение" и "просмотр".

3. Реклама как придаток ТВ. При широком распространении интернет-телевидения радикальным образом изменится и система взаимоотношений "рекламодатель-вещатель-зритель". С упразднением временнoй последовательности вещания (за исключением трансляции новостных выпусков и иных программ прямого эфира) размещение рекламы специальными блоками в межпрограммном пространстве потеряет всякую актуальность. Применительно к российской специфике это весьма существенно повлияет на спекулятивные мотивации в рейтинговании программ и оценки их рекламоемкости, ибо сегодня мы имеет дело не столько с рейтингом той или иной программы непосредственно у телеаудитории, сколько с рейтингом программы у рекламодателя (спонсора). Зачастую именно вкус и предпочтения последнего как главного заказчика телепродукции и определяют возможность появления той или иной программы в эфире и ее место в сетке. Из клиента компании-вещателя или рекламного агентства рекламодатель "вырос" у нас во всевластного посредника между вещателем и зрителем, ибо прежде всех именно он, рекламодатель, как подлинный цензор должен верить в то, что программу станет смотреть широкая зрительская аудитория. Специфика же нарождающегося постсоветского капитализма, увы, такова, что те, кому вверено заказывать и оплачивать рекламу, в большинстве своем в силу ограниченности кругозора, а также приобретенного цинизма имеют весьма нелестное представление о зрительской массе, сиречь народе, который есть для них никто иной, как массовый лох-потребитель. Согласно данному представлению, этот потребитель в абсолютном большинстве туповат, инертен и готов развлечься исключительно чем-то грубым, дабы снять стресс, выместить накопившуюся за день злобу, насладиться страданиями "слабых" и победами "сильных", а для этого надежнее всего кормить его строго остросюжетным "мочиловом" из жизни "крутых" с предсказуемым концом - главные герои остануться живы, остальных замочат. Мочить же друг дружку герои будут понятно из-за чего - из-за "бабок". В результате этих представлений о зрителе мы ежедневно, особенно в прайм-тайм, видим на экране ассорти из отечественного "мочилова", новостей криминальной жизни или заморских "ужастиков", перемежающихся телеиграми, культивирующими все виды аморальных мотиваций. Так, все на той же добровольно-принудительной основе, предложение формирует спрос. Зрителю же остается одно - выбирать из плохого и очень плохого. И у чего-то из этого плохого по сравнению с другим плохим может оказаться и более высокий рейтинг, что вовсе не свидетельствует о подлинном зрительском спросе, и уж тем более, о социальном заказе. Отсюда вполне правомерно складываться впечатление, что если в советские времена в СМИ велась борьба с инакомыслием, то сегодня главное СМИ - телевидение - ведет борьбу с мыслью как таковой. Интернет-ТВ дает надежду на санацию существующего положения дел в телевидении.

4. Зрительский спрос без посредников. С появлением интернет-телевидения коммерческий успех вещателя будет зависеть напрямую от подлинного, а не мнимого числа его абонентов-пользователей, и влияние рекламодателя на содержание вещания резко упадет. Соответственно, и рекламоемкость станет напрямую зависеть от числа пользователей, то есть от истинного, а не "дутого" рейтинга. При этом вряд ли реклама будет размещаться внутри самих программ (нетрудно догадаться, что при интерактивном способе просмотра зритель с легкостью сможет избавлять себя от рекламной нагрузки), но скорее всего будет "вешаться" в околопрограммном пространстве. В связи с этим получит развитие узкая специализация ТВ-сайтов, в отличие от всеядности большинства современных российских телеканалов (за исключением "Культуры", спортивных и музыкальных каналов). Специализированные ТВ-сайты, подобно специализированным печатным изданиям, смогут гораздо избирательнее и адреснее обслуживать телепользователя. При этом, естественно, что наибольший спрос будут по-прежнему иметь новостные и информационно-публицистические каналы, которые именно в силу отличной от них специализации других вещателей, освободятся от обязательной нагрузки в виде заполнения межновостного пространства показом фильмов, "развлекухи" и других неновостных программ. При этом сами собой начнут возникать ТВ-сайты с сугубо рекламным наполнением. Появится большое число "магазинов на диване" в интернет-телеверсии. Наряду с этим непременно возникнут ТВ-сайты потребительских обществ, средствами телевидения рассказывающие об подлинных потребительских свойствах различных товаров и услуг.

5. Расширение рынка мультимедийной техники. Распространение интернет-телевидения способно серьезно повлиять на рынок компьютеров, периферии и программного обеспечения. Появится огромный спрос на высокоскоростные модемы и процессоры, видеокарты и мониторы-телевизоры, специально "заточенные" на прием и показ телесигнала с разным уровнем разрешения - в амплитуде от качества VHS то качества ТВЧ. Не исключено, что бюджеты интернет-телекомпаний на первых порах станут формироваться не только из политико-ангажированных дотаций плюс средств, выручаемых от размещения рекламы, но и с помощью дотаций со стороны производителей и продавцов мультимедийной техники, наподобие того, как это имело место в советские времена, когда ТВ дотировалось от количества продаваемых в стране телеприемников. И наоборот: по ходу расширения числа пользователей, интренет-телекомпании будут сами дотировать приобретение техники в обмен на привлечение новых абонентов, как это имеет место сейчас на рынке сотовой связи (приобретая новую аппаратуру, покупатель получит существенную скидку, если в момент покупки становится абонентом того или иного ТВ-сайта).

Можно предположить, что расширение сотовой связи с параллельным ее удешевлением освободит интернет-телевидение от его главной на сегодняшний день проблемы - пропускной способности оптиковолоконных кабелей и обычных проволочных средств соединения. Новые методы компрессии аудиовидеосигнала с сохранением необходимого качества изображения и звука, с одной стороны, и новейшие технологии передачи сигнала в сотовых телефонных сетях, способные доставлять аудиовидеосигнал также без существенных потерь качества, по-видимому, и станут главным средством доставки ТВ-сигнала по интернету. Встречное движение этих двух направлений в развитии современной научно-технической мысли может сократить сроки наступление эры интернет-телевидения до 3-5 лет. (Пока еще сложно сказать, какие новые возможности могут возникнуть при широком внедрении биогенных носителей информации). Надо полагать, что при таком пути развития интернет-телевещания сотовые компании как заинтересованный субъект рынка также включаться в дотирование интернет-телекомпаний на первых этапах их становления.

6. Второе дыхание кинематографа. Фактор интернет-телевидения способен всерьез повлиять и на кинорепертуар телеканалов. Наряду с традиционными для телевидения сериалами детективного жанра и "мыльными операми" получит новое дыхание авторский кинематограф, так называемый "арт-хауз" или, попросту говоря, кино со смыслом. Свои весомые ниши в интернет-ТВ также займут психоделический жанр и видеоарт. Спрос на данного рода телекинопродукцию, не цензурируемую ограниченным кругозором рекламодателя и пугливо-инерционной политикой вещателя, может оказаться гораздо масштабнее, чем это представляется сегодня. При этом фактор интерактивности наложит свой отпечаток и на киноязык, на способы экранного повествования. В большом количестве появятся очень короткие фильмы хронометражем от нескольких минут до нескольких секунд, но также могут появиться фильмы с бесконечным хронометражем, своего рода интернет-телероманы, в отличие от традиционных телесериалов, не поделенные на серии. Теперь зрителю будет дана возможность самому прерывать просмотр в удобном для него месте, продолжать его оттуда, откуда он сам сочтет нужным, подобно тому, как делает человек, читая большое прозаическое произведение. Это повлияет и на характер драматургии, на способы построения сюжетов. Могут появиться и своего рода фильмы-ребусы, когда зрителю будет предлагаться самому скомпоновать между собой эпизоды так, чтобы они сложились в последовательность, составляющую законченную сюжетную часть фильма, только после чего зритель получит возможность смотреть фильм дальше. Одним словом, интернет-телевидение непременно высвободит новые, весьма неожиданные творческие перспективы для экранных видов искусства.

7. Зона покрытия - весь мир. Учитывая природу интернета как всемирной паутины, практический каждый интернет-телеканал априори получит глобальный статус. Другое дело, что не всякому ТВ-сайту будет выгодно, чтобы его смотрели бесплатно в любом конце света, но будут и такие ТВ-сайты, доступ на которые окажется открытым для всех, и рентабельность которых будет обеспечиваться за счет размещения рекламы, продажи рекламируемых товаров и услуг, платного "скачивания" программ и т.п.

Отсутствие необходимости оплачивать дорогостоящие спутники при всемирном охвате, отличающее интернет-ТВ, со временем сделает традиционное эфирно-кабельное телевидение убыточным, а затем и ненужным. Посредством сотовой связи телевизионный сигнал по-прежнему будет доставляться через эфир и спутники, однако стоимость этой доставки будет несопоставимо ниже. Обеспечение средств связи возьмут на себя теперь не такие монстры-монополисты, как Министерство связи или подобные им мегаорганы, а многочисленные провайдеры в разных концах света, умеющие без сбоев и задержек обеспечивать поступление аудиовидеосигнала телевизионного качества к конечному потребителю. Безусловно, это сделает телевидение гораздо демократичнее. Правда, осложнятся методы контроля со стороны государства над подобными СМИ-СМК, однако при грамотной продуманной постановке задач контроль над ТВ-сайтами в определенных рамках будет вполне осуществим. Наряду с частными интернет-телеканалами будут неизбежно создаваться и государственные ТВ-сайты, абсолютно бесплатные для пользователей, что внесет свою вполне здоровую дифференциацию в общую палитру рынка интернет-телевещания.

Итак, отвечая на вынесенный в заголовок вопрос "интернтет-телевидение - альтернатива или метаморфоза?" следует ответить так: на первом этапе своего возникновения интернет-ТВ будет альтернативой традиционному телевидению, но по мере своего распространения приведет к всецелому перерождению телевидения в его новое качество - из средства массовой информации (СМИ) в средство персонального информационного обеспечения (СПИО).