Православная традиция сохраняет в основном древнехристианскую практику празднования, как она сложилась приблизительно к IX веку. Основной период формирования христианского календаря в его праздничной части относится к V–VI векам.

Само слово праздник в русском языке слегка сбивает с толку. Видимо, в силу выраженной оппозиции «работа — отдых» русские люди воспользовались корнем праздн- («пустой», «порожний»)[1] для обозначения довольно сложного социального и богословского явления. В греческом языке, на котором христианство стало впервые доступно на Руси, есть два слова — eorth9 и panh9gyriz[2] которые употребляются для обозначения этого понятия. Причем оба идут из дохристианской древности, обозначая исходно как регулярно повторяющиеся, так и одноразовые празднества, посвященные языческим богам или неким событиям, с ними связанным. Наиболее простой пример — т. н. Олимпийские (в честь, стало быть, Зевса Олимпийского) игры на Пелопоннесе.

Иудейские праздники[3], наиболее сильно повлиявшие на христианскую традицию, были уже некоторыми фактами сакрального календаря и представляли собой воспоминания о важных событиях еврейской (в основном ветхозаветной) истории (Песах, Суккот, Йом Кипур и др.). Таким образом, именно в недрах эллинистического иудаизма и раннего христианства сложился культурно-религиозный феномен праздника как богослужения. Иначе говоря, один праздник отличается от другого типом богослужения. Богослужение (т. н. «последование» пения, чтения, каждения, поклонов и т. д.) и составляет исконный смысл христианского праздника[4]. Все остальные вещи, как-то: особенные пироги, куличи, калачи, яйца, христосование, цвет и форма одежды и многое другое — суть не более чем народные обычаи, которые «наслоились» на христианские традиции в процессе инкультурации.

Именно из области календаря и вообще богослужения иудейской общины храмового периода христианство наиболее прямо заимствовало свою традицию. Христианские праздники первоначально складывались на основе традиций иерусалимской общины, которая праздновала иудейские праздники, присоединяя к ним часто новый смысл, связанный с жизнью, смертью и воскресением Иисуса Христа. В первые два века существования христианства Церковь постепенно обрастала различными традициями, и новые праздники нередко возникали, замещая языческие римские.

Наука, изучающая богослужение христианства, называется литургикой (сейчас чаще говорят — историческая литургика), а раздел этой науки, занимающийся формой и смыслом праздников, — эортологией (от того самого eorth9 — «праздник»). Литургисты обычно делят время в христианском понимании на суточный, недельный и годовой «круги». Каждый круг имеет свой праздничный ритм. В рамках суточного круга христиане воспринимают утро каждого дня как праздничное время, ибо утром обычно служится главная служба христианской Церкви — литургия. В недельном круге каждый день посвящен какому-то событию. У иудеев священным «днем покоя» была суббота (шаббат и обозначает «покой»), а в понедельник и четверг был назначен пост. Христиане с самых первых своих времен перенесли главный праздник на воскресенье (оно называлось «день Господень», Kyriakh, dies Dominica), и в этот день праздновалась… Пасха, сиречь день воскресения Христа, а постными днями стали среда и пятница. Кстати, термин «воскресенье» — особенность современного русского языка, в церковнославянском, как и в большинстве славянских языков, этот день называется «неделя». Со временем в понедельник стали воспоминать («память» — еще один христианский синоним слова «праздник») ангелов, во вторник — Иоанна Предтечу, в среду — трагическое предательство Христа Иудой (по ходу дела заметим, что у праздника-памяти может быть и печальный смысл), в четверг — апостолов, а на Руси еще и Николу Угодника, в пятницу — распятие Христово, а суббота стала днем воспоминания всех усопших.

Однако самым наполненным стал годовой круг. Два праздника, унаследованные от иудаизма, выделились в основе годового круга уже в I веке: Пасха и Пятидесятница (на Руси также называемая Троицей). Пасха соединялась с воспоминанием о воскресении Господа. О Пасхе говорится в I Послании коринфянам (V, 7–8). Это скорбно-радостное событие. Уже в древности появляются свидетельства о существовании предпасхального поста, превратившегося впоследствии в Великий пост (Четыредесятницу). Факт пасхальных споров в древности указывает на отсутствие единообразия в вопросе о времени этого праздника. Традиции отдельных церквей имели свои особенности: по одной Пасха связывалась с воскресным днем и была, следовательно, праздником подвижным, зависящим от луны; по другой, малоазийской, она закреплялась за днем14 нисана. В современной православной традиции Пасха — подвижный праздник, дата которого для каждого года определяется отдельно на основе пасхалии[5].

Пятидесятница первоначально связывалась с иудейским праздником. Уже у древних писателей это слово имеет часто двойное значение: и самого дня праздника, и всего 50-дневного периода после Пасхи. Вероятно, тогда же установился обычай не преклонять колен в течение 50-дневного периода. Судя по древним «Апостольским постановлениям» (V кн.), существовал обычай не работать в эти праздники.

В это же время, в I–III веках, уже вошло в обычай праздновать Явление Господне (Qeofaneia, Богоявление). Праздник Богоявления не имел еще нашего теперешнего содержания, т. е. не был воспоминанием о событии только Крещения Господа, а относился вообще к явлению Бога во плоти, охватывая и Его Рождество, и само Крещение. Разделение двух праздников произошло позднее. Дата этого праздника Богоявления установилась не сразу: разные поместные церкви праздновали его по-разному — и в марте, и в апреле, и в мае, и в январе, и в декабре[6].

В эту же эпоху начинаются уже и празднования в честь мучеников. «Памяти» мучеников как дни их «рождения», т. е. рождения в вечную жизнь, восходят к мученическим актам. Люди из ближайшего окружения мученика берегли его останки, ходили на место его погребения или место мучения, совершались и воспоминания о нем. Ранние христианские писатели говорят о поминальных трапезах. Возможно, что в это время закрепились памяти: апостола Иакова, архидьякона Стефана, мученика Поликарпа, Игнатия Богоносца и др. Постепенно стали праздновать памяти не только мучеников, но и святых подвижников (монахов, отшельников), а позднее и выдающихся богословов (Святых Отцов и учителей), и церковных строителей — епископов[7].

А Вы лично отмечали православное Рождество (7 января)?

Опросы населения 15–16 марта 1997 г., 13–14 января 2001 г. © Фонд «Общественное мнение», 1997 г., 2001 г.

В IV–V веках Рождество Христово отделяется от Крещения. Произошло это под влиянием западного христианства. Дата Рождества неизвестна, поэтому разные церкви ее определяли по-разному: Египет стоял за 18 апреля; африканская традиция придерживалась 28 марта; восточная — 6 января, а Рим — 25 декабря. Таким образом, возобладала всюду римская традиция, а древнюю восточную сохранили только армяне. Судя по дневнику галльской паломницы на Восток Эгерии, у гроба Лазаря Праведного совершалось особое богослужение, откуда идет обычай выделять Лазареву субботу в особый праздник великопостного периода. Из того же источника мы знаем и о празднике Входа Господня в Иерусалим. В этот же период возникают праздники Сретения Господня и Вознесения. Сретение праздновалось первоначально14-го, а не 2 февраля, это объясняется тем, что Рождество было еще не 25 декабря, а 6 января, откуда 40 дней дают 14 февраля. Благодаря Эгерии мы знаем о праздновании последних дней Страстной седмицы. В Великий Четверг совершали в Иерусалиме торжественные литании и чтения Евангелий. В Пятницу — вынос Креста и поклонение ему. В Субботу — самый строгий пост, крещение оглашенных, длительная литургия. В связи с обретением св. Еленою Креста, на котором был распят Христос, возникает праздник в честь этого события, а в связи с ним — праздник Обновления храма Воскресения императором Константином, т. н. Воскресение Словущего (14 и 13 сентября). К этому же периоду IV и V веков литургисты относят возникновение первых праздников в честь Богоматери. Это был некий «Собор Богородицы», ныне празднуемый на следующий день после Рождества Христова.

В VI–VIII веках церковный календарь обогащается еще целым рядом воспоминаний: Обрезание Господне и Преображение Господне. «Богородичные» праздники постепенно развиваются из одного, и с течением времени закрепляется календарное место Благовещения Богородицы. Знаменитый гимнограф Андрей Критский составляет беседу и канон на Рождество Богородицы. В некоторых тропарях этого канона содержатся мысли о Введении во Храм; это событие тогда прославлялось еще вместе с Рождеством и выделилось только впоследствии. К VIII веку уже определяется почитание архангелов Михаила и Гавриила, а также почитание Иоанна Крестителя (Предтечи). Храмы в их честь строились в Константинополе и до VIII века. В это же время появляются праздники в честь ветхозаветных праведников. Праздник братьев Маккавеев, вероятно, существовал еще и раньше, так как сохранились слова в их честь Киприана Карфагенского, Амвросия, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В армянской традиции в седьмую субботу после Пятидесятницы совершается память Ковчега Завета. Еще до VIII века наблюдается все более благоговейное отношение к ветхозаветным пророкам. Летописи отмечают обретение мощей отдельных пророков. Так, при императоре Феодосии Младшем находятся мощи пророков Исаии, Аввакума, Михея. Они торжественно переносятся в Константинополь. Император Маркиан и императрица Пульхерия строят храм пророку Исаии. Императрица Елена строит здание на месте убиения пророка Иеремии[8].

Таким образом, ко времени первых контактов Руси с православной традицией праздничный цикл уже полностью оформился — и в таком зрелом виде был заимствован русской Церковью. В месяцесловах, святцах, Триоди и синаксарях (книгах, содержащих расписание праздников и «памятей» святых на весь год) праздники делятся: (а) по предмету празднования — на Господские, Богородичные, Предтеченские и прочие; (б) по значению — на Двунадесятые и Великие; (в) по торжественности богослужения в этот праздник — на бденные обязательные (обязательно служится торжественное Всенощное Бдение), бденные необязательные, полиелейные (на службе торжественно поются псалмы 134 и 135), славословные (поется Великое Славословие), шестеричные (шесть стихир на «Господи, воззвах» и канон на шесть тропарей) и обычные.

На русской почве многие праздники приобрели особую окраску. Так, возникли народные традиции, связанные с сельскохозяйственным циклом, выразившиеся в народных именованиях праздников Преображения и Воздвижения Креста «яблочным» и «медовым» Спасами. Малоизвестный византийский праздник Покрова Божией Матери, отмечавшийся в Константинополе в годовщину освобождения от нашествия руссов Аскольда и Дира, стал необычайно любим в России. Пасха связалась в народном сознании с определенными типами разговления (прекращения поста): крашеными яйцами и проч. Рождество Предтечи наложилось на народную, еще языческую, традицию празднования Купалы. Крещение стало сопровождаться «творением иордани» и купанием в ней. Однако, за небольшими изъятиями, эти традиции имеют мало общего с богословской сутью самих праздников и являются скорее результатом инкультурации христианства на русской почве.

Православные праздники

Светлое Христово Воскресение —
П а с х а. Переходящий праздник

Празднуется ежегодно после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (8/21 марта), в воскресенье и обязательно после еврейской пасхи (Песах)

Двунадесятые переходящие праздники

Вход Господень в Иерусалим. За неделю до Пасхи

Вознесение Господне. На 40-й день после Пасхи

День Святой Троицы. Пятидесятница. На 50-й день после Пасхи

Двунадесятые непереходящие праздники

Крещение Господне 6 января / 19 января

Сретение Господне 2 февраля /
15 февраля

Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта / 7 апреля

Преображение Господне 6 августа /19 августа

Успение Пресвятой Богородицы 15 августа / 28 августа

Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября / 21 сентября

Воздвижение Креста Господня 14 сентября / 27 сентября

Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября / 4 декабря

Рождество Христово 25 декабря / 7 января

Великие праздники

Обрезание Господне и память святого Василия Великого 1 января/ 14 января

Рождество Иоанна Предтечи 24 июня / 7 июля

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня / 12 июля

Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа / 11 сентября

Покров Пресвятой Богородицы 1 октября / 14 октября

Собираетесь ли Вы в этом году праздновать Пасху,
и если да, то как?

Опросы населения 25–26 апреля 1998 г., 27–28 апреля 2002 г. © Фонд «Общественное мнение», 1998 г., 2002 г.

Следует сказать еще об одной традиции православных праздников, связанной с «памятями» святых. По сложившейся на Руси традиции каждому человеку при крещении присваивается имя святого (или святой), в день памяти которого он родился. День памяти этого святого празднуется в русской православной традиции как «именины» (те самые, на которые некогда пекли каравай), или «день ангела». К ангельским чинам этот день не имеет никакого отношения, он связан только с почитанием дня святого, ставшего покровителем крещеного христианина. В других православных традициях (сербской, например) чествуется покровитель всего рода — т. н. «слава». На Руси именины праздновались так же, как сейчас день рождения, ибо эти дни, как правило, совпадали. В XVIII столетии эта традиция поколебалась: люди, особенно из образованных слоев, часто стали выбирать имена на свой вкус или сообразуясь с семейными традициями, так что постепенно дни рождения обособлялись от именин. По мере расцерковления общества и потери им христианских ценностей на протяжении последних 300 лет дни рождения постепенно вытесняли именины, так что в советской практике даже стали вопреки логике называть день рождения именинами. Так же торжественно, как именины, празднуются дни памяти святых в храмах, освещенных в их честь. Этот праздник именуется в народе «малой Пасхой».

Православные праздники, богослужебные по своему характеру, были изначально ориентированы на полное вытеснение народных дохристианских традиций. Можно сказать, что принцип их — альтернативный. Там, где это удалось, христианские праздники просто наложились на языческие, изменив их содержание. При этом в народных традициях до середины прошлого века оставались реликтовые элементы древних праздников: пляски и игры на Ивана Купалу, гадания на Крещение, мед и яблоки на «Спасы», поминальные кладбищенские ритуалы в памятные дни и отчасти (как ни боролась с этим Церковь) на Пасху и т. д. Ритм жизни Церкви устроен так, что христиане должны сообразовываться с ним, чтобы не нарушать постов и праздновать все в свое время. Когда Петр I переставил «новолетие» по западному образцу с сентября на январь, он уже совершил насилие над календарем, но тот Новый год, смысл которого оказался чисто языческим, хотя бы приходился на праздничный для христиан период Святок (время от Рождества до Богоявления). А после перехода большевицкой России на григорианский календарь Новый год, как и все праздники, не связанные с церковным циклом, передвинулся и оказался внутри Рождественского поста (адвента). Именно поэтому христианам вовсе стало невозможно как-либо отмечать этот «праздник».

Праздники в западной традиции

Классификация праздников в римско-католической церкви тоже имеет свои особенности. Различают четыре класса праздников. В первый зачислены: Рождество Христово, Богоявление, Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница, праздник Тела Господня, святого Сердца Иисусова, святого Иосифа Обручника, Рождество Предтечи, праздник святых Апостолов Петра и Павла, Успение Богородицы, Непорочное Ее зачатие, праздник Всех Святых, день освящения данной церкви и день храмового праздника, т. е. того праздника или святого, которому храм посвящен.

Во второй класс попадают: Обрезание Господне, праздник Святого Имени Иисусова, праздник св. Троицы, праздник Св. Крови Иисусовой, Нахождение Честного Креста, Сретение, Посещение Богоматерью прав. Елисаветы, Рождество Богородицы, Семь скорбей Богородицы и т. д.[9]

В разряд меньших праздников, так называемых «Dublicia majora», отнесены: Преображение Господне, Воздвижение Креста, праздник Кармельской Богородицы, праздник святых Ангелов-Хранителей, Усекновение главы Предтечи, Обращение Савла-Павла, праздник святого Франциска Ассизского и т. д. В самую последнюю группу «Simplicia» попадают вообще все остальные праздники.

У лютеран, реформатов (кальвинистов) и других протестантов в отличие от католиков праздников еще меньше, но общим является для них то, что пасхальный цикл, связывавший, в частности, два Завета — Ветхий и Новый — между собой, постепенно теряет свое значение. Рождество становится куда более важным, чем Пасха.

Вы лично отмечали или не отмечали католическое Рождество (25 декабря)?

Опрос населения 13–14 января 2001 г. © Фонд «Общественное мнение», 2001 г.


[1] Старославянский словарь / Под ред. Р. М. Цейтлин, Э. Вечерки, Э. Благовой. М., 1994. С. 497.

[2] Родовое понятие heortО (hortО) связано с идеей радости или торжества, в то время как второе понятие связано с идеей общего собрания на площади (агоре).

[3] Интересно, что в древнееврейском языке слово kerah — «праздник» связан с глаголом karah— «покупать». В других семитских языках наблюдается как эта семантика, так и другие слова, связанные или с радостью (арамейское ад’ида), или с идеей собрания, вроде греч. panh9gyriz (сир. хаго, ар. хадж).

[4] Об этом см.: Baumstark F. Introduction И la liturgie comparОe. Paris, 1956.

[5] Зелинский А. Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря. М., 1996. С. 10–27.

[6] Архим. Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и Эортология. М., 1997. С. 106–115.

[7] Архим. Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и Эортология. С. 119–129; Архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. I. Восточная агиология. Владимир, 1901 (репринт — М., 1997), см. Введение.

[8] Архим. Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и Эортология. С. 142–147.

[9] Архим. Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и Эортология. С. 42.