Российское градостроительство переходит сегодня в качественно новое состояние. Специфика и особенности переломного периода определяются сменой типа
урбанизации, ее источников и движущих сил, а также полным преобразованием
социальной и ресурсной базы градостроительства.

Урбанизацию можно назвать всеобщим и даже естественным социально-экономическим процессом, характерным для минувшего ХХ века. В это время весь
мир стал перебираться в города, и лишь в конце 50-х годов, с распространением
в сельской местности городских удобств и массовой автомобилизацией, в развитых странах наметились противоположные тенденции. В развивающихся странах
процессы урбанизации по-прежнему протекают довольно активно, и многие мегаполисы постепенно превращаются в сросшиеся, непрерывно перетекающие
друг в друга многомиллионные агломерации.

В СССР урбанизация стала совершенно особым явлением. Наиболее важными, фундаментальными чертами социалистической урбанизации были:

• абсолютный приоритет политических и прежде всего оборонных целей,
диктовавший фактически насильственную урбанизацию, которая стала средством развития промышленности и обеспечения обороноспособности страны;

• максимальная концентрация населения, привлекаемого властью в города
и рассматриваемого как источник рабочей силы для постоянно умножающихся
и укрупняющихся промышленных предприятий;

• целенаправленный курс на отмирание «неперспективных» (т. е. не имеющих
государственных промышленных или агропромышленных предприятий) сел, деревень, населенных пунктов, на «стирание граней между городом и деревней»,
подразумевающее безусловное предпочтение городов или поселков городского типа, на последовательное укрупнение урбанизированных пунктов любого уровня;

• типовые нормативные параметры, лежащие в основе любых строящихся
объектов и технических систем: единый стандарт жилища, коммунального хозяйства, планировки и застройки городских районов;

• размещение производительных сил в соответствии с нуждами оборонного
и сырьевого комплекса, освоение новых территорий и создание новых городов на
базе отраслевых градообразующих производств.

Устойчивое следование этим принципам позволило очень быстро довести долю городского населения в стране до двух третей (одна треть в 1913 году) и двинуться дальше. Удалось достигнуть показателей развитых стран в образовании,
здравоохранении, социальном обеспечении, в объемах жилищного и производственного строительства. Сложился особый тип строительного обеспечения такой урбанизации: социалистическое градостроительство.

Что характерно для этого типа градостроительства и почему сегодня нам так
необходим планомерный переход от него к новому типу?

Советское градостроительство последовательно проводило в жизнь социальный заказ, определяемый государством. Государство, со своей стороны, обеспечивало выполнение этого заказа соответствующими капитальными вложениями
и натуральными ресурсами, централизованно распределяемыми в рамках плановой экономики.

Специфическими признаками этого типа градостроительства были:

• строительство поселений только по государственно утвержденным проектам, запрет стихийного градостроительства;

• нормативно заданная система градостроительной проектной документации, которая разрабатывалась на основе плановых директив, определявших места размещения промышленных предприятий и, соответственно, новых городов,
численность их населения;

• жесткие и стандартизованные проектные решения, задающие структуру
и стоимость строительства, способы застройки микрорайонов, районов, городов,
промышленных зон и узлов;

• массовое домостроение по типовым проектам с применением сборных железобетонных изделий как основного способа застройки городов и сел, использование упрощенных технологий строительства, применимых только на свободных территориях, и, как следствие, стандартные планировки жилых районов;

• государственная собственность на землю, строгие ограничения на использование земель для нужд негосударственного и индивидуального жилищного
строительства и на размеры сооружений;

• строительство централизованных систем инженерного оборудования: головных и магистральных объектов, городских, внутриквартальных, домовых сетей и разводок;

• низкие цены на энергоносители, энергозатратные технические решения,
бюджетное покрытие расходов на функционирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства;

• высокие показатели плотности застройки и средней этажности, стандартные размеры квартир и средняя жилищная обеспеченность (13,5 квадратных метров общей площади на человека), социально-градостроительная однородность
на всей территории страны.

Советский этап градостроительства позволил в кратчайшие исторические
сроки нарастить объемы строительства до 80 миллионов квадратных метров в год
и увеличить жилой фонд страны более чем на миллиард квадратных метров, построить сотни новых городов, освоить северные регионы и вовлечь в производственную деятельность практически всю территорию страны.

Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Начали действовать новые
факторы. Раньше государство имело индустриальный вектор развития, формулировало свои цели «в натуральном выражении», было заинтересовано в городской
рабочей силе, обеспечивающей массовую индустриализацию, планировало размещение производительных сил в стране, решая и производственные, и стратегические, оборонно-мобилизационные задачи. Ныне оно ориентируется прежде
всего на мировой сырьевой рынок и соответствующим образом изменило свои
приоритеты — иначе говоря, оно становится государством сырьевого экспорта.
Именно из этого факта следует исходить в оценке возможностей развития страны и перспективах российского градостроительства в ближайшие десятилетия.
Разумеется, при этом мы должны опираться на реальные условия, организационные возможности и ресурсы, которыми могут оперировать градостроительство
и жилищно-коммунальное хозяйство.

Основные признаки, характеризующие современное российское градостроительство, во многом отличное от градостроительства предшествующего периода,
таковы:

• государство перестало активно инвестировать средства в развитие городской инфраструктуры (как инженерной, так и социальной), перестало быть носителем единой стратегии обустройства жизни народа и стремится все дальше
отойти от этой роли;

• градостроительство в новых условиях должно опираться на частные инвестиции (как правило, в денежной форме).

Можно констатировать, что в России изменился характер урбанизации. Она
перешла из фазы социалистической, государственно-обеспечиваемой, в новую
фазу, когда на первый план выходят экономические и социальные интересы частных субъектов экономики, свободно выбирающих место для своего жилья
и бизнеса, когда в значительной мере происходит разгосударствление собственности на землю и недвижимость, включая жилищно-коммунальные комплексы
городов. Что же сегодня представляет собой жилой фонд и инженерно-коммунальная инфраструктура наших городов?

Зарегистрированный жилой фонд России в 2002 году составил 2 808,8 миллиона квадратных метров, при этом ежегодно вводится чуть больше 30 миллионов квадратных метров нового жилья. Однако жилой фонд включает 90 миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья, объемы которого растут
на 20–25 миллионов квадратных метров в год (в 2003 году ожидается переход
в эту группу фонда еще примерно 30 миллионов квадратных метров). 290 миллионов квадратных метров требует неотложного капитального ремонта, 250 миллионов квадратных метров — реконструкции, около 400 миллионов квадратных
метров не благоустроено. И это при том, что к ветхому фонду пока не относят
панельные дома. Между тем расчетный срок службы панельных зданий до капитального ремонта составляет 25 лет, после чего их можно эксплуатировать еще 20 лет, а затем, согласно нормативам, требуется либо полная модернизация,
либо снос. Панельные дома составляют более половины фонда. Реальные объемы ремонта составили в 2001 году 0,3 процента их фонда при нормативе четырепять процентов. Очевидно, что эта часть фонда деградирует, теряет потребительские качества, а общий износ жилого фонда превысил 50 процентов, — иными
словами, основная его часть вскоре станет неремонтопригодной. Состояние жилищно-коммунального хозяйства еще более неудовлетворительно. Не менее 25 процентов сетей амортизированы полностью, а общий их износ приближается к двум третям. Инженерная инфраструктура балансирует на грани
разрушения.

Очевидно, что темпы капитального ремонта сегодня должны соответствовать
столь же стремительным темпам массового строительства жилья и систем жилищно-коммунального хозяйства, которые были достигнуты в 50–80-е годы прошлого века. Однако это в принципе невозможно. В ближайшие годы из эксплуатации по объективным причинам будет выводиться огромный массив зданий
и объектов инфраструктуры.

Как предотвратить грозящую катастрофу? С одной стороны, если ничего
не предпринимать, нас действительно ждет разрушение не только жилого фонда
и инженерных систем, но и привычного образа жизни множества людей. С другой стороны, мы вправе считать, что сейчас возникла уникальная возможность
для коренного пересмотра наших представлений о жизненном укладе и градостроительстве в России, наших подходов к развитию страны.

Некоторые особенности России, прежде всего огромная территория и сравнительно малая плотность населения (даже если говорить лишь о районах с благоприятными для жизни природно-климатическими условиями), создают совершенно исключительный потенциал развития. Еще один важнейший
структурообразующий фактор — большая протяженность железных дорог, позволяющая использовать их в качестве основного вида транспорта, связывающего
системы расселения воедино и создающего возможности для формирования коридоров развития на территориях между городами — главными узлами сети, которую образуют эти системы. В европейской части России уже существует несколько весьма мощных железнодорожных узлов. Крупнейший из них — Москва, средоточие постепенно формирующейся гигантской агломерации. Тот факт,
что Москва практически отгорожена от градостроительного взаимодействия
с окружающими территориями и продолжает интенсивно застраиваться главным
образом внутри Московской кольцевой автодороги, привел к беспрецедентному
уплотнению городской застройки, крайней скученности населения и запредельной перегрузке транспортных коммуникаций. Лишь переход к новым формам
расселения, использующим не столько автомобильные, сколько железные дороги, может постепенно сделать московский регион удобным для проживания и работы. Впрочем, и в других регионах главным козырем нового градостроительства, обеспечивающим его эффективность и конкурентоспособность, также
должно стать активное освоение обширного пространства страны.

Пригородная, субурбанизированная форма организации поселений с челночным сообщением «город — пригород», опирающимся главным образом
на железнодорожный транспорт, вполне реализуема в наших условиях. В России
за вторую половину минувшего века сложился специфический тип контрастного
градостроительства, совмещающий проживание в городской квартире и ведение
усадебного хозяйства на пригородной даче. В дачное строительство были вложены гигантские усилия народа, ценившего близость к природе, здоровую естественность тех обычаев и навыков, для которых не оставалось места в панельных
многоэтажных домах и плотной городской застройке. Дачное строительство было народным обустройством страны, направленным именно на усадебное семейное расселение. Несмотря на противодействие со стороны властей, это стремление было неуклонным и неудержимым.

Теперь, в новой ситуации, можно реализовать следующую программу.

Каждый гражданин России как совладелец ее богатств получит в качестве
компенсации за обветшавшее жилье (или купит по невысокой цене) тот или иной
земельный участок, который станет его фамильным достоянием, имуществом
рода. Это может быть, в зависимости от его желания, участок в пригородной зоне, где будет развиваться малое усадебное жилищное строительство, опирающееся на новые системы автономных и кустовых систем инженерной инфраструктуры, либо более крупный надел — усадьба, двор, поместье. В случае правильных
градостроительных (по сути — технических) решений практически любой человек сможет стать владельцем собственного земельного участка или поместья
и построить там хороший семейный дом или несколько домов. Средний размер
участков пригородного строительства составит 30–50 соток, а владений будущих
«помещиков» — от одного до пяти гектаров. Речь идет не о фермерском хозяйстве и не о территории усадебного производства товарной сельхозпродукции,
а о пространстве семейной, родовой жизни. Производственные кооперации любого типа (промышленного, сельскохозяйственного, научно-технического, культурного) станут по отношению к системе таких усадеб структурой других, надстраиваемых над нею уровней — примерно так, как уровни геоинформационных
систем привязываются к базовому земельному кадастру.

С точки зрения градостроительства такая задача решается совершенно определенным образом — происходит последовательное наращивание пригородной
зоны прежде всего по лучам железных и автомобильных дорог. Грамотный градостроитель знает, что даже в густонаселенных регионах России (например, в московской агломерации) существует огромное количество неиспользуемой свободной земли. Что уж говорить про необъятные просторы всей страны!

Растущие таким образом города и их пригородные зоны со временем сливаются, перетекают друг в друга. Образуются гирлянды и ожерелья поселений разного типа — традиционных городов с плотной застройкой, общегородской инженерной инфраструктурой, пригородных усадеб и более отдаленных поместий,
связанных с городами транспортной сетью, образующей коммуникационную матрицу расселения.

В данный момент у России есть редкая возможность сделать ставку на последовательно направляемый государством процесс образования на добровольной
основе нового сословия собственников земли и домов. Еще одной разновидностью таких собственников могут стать «служилые люди» — государственные служащие (прежде всего офицеры Вооруженных сил, работники правоохранительных органов, но также врачи, учителя и др.). Государство предоставит им право
собственности на землю с условием выплаты налогов — вмененных либо пропорциональных (на трудовую деятельность с учетом природной ренты). В известных
случаях структурная модель отношений собственности должна допускать свободу от налогообложения и даже, в случае реализации программ развития, инвестиционное участие государства или местного сообщества.

Урбанизированные усадьбы и земельные наделы государственных служащих
представляют собой владения разного типа. Таким образом, земельная собственность дифференцирована — она может использоваться для проживания, для
службы, в иных целях, но сам принцип собственности на землю для лица, семьи,
рода проводится последовательно.

По сути возникает новая конструкция гражданского общества, которая целенаправленно создается существующим в настоящее время государством, в рамках
действующей конституции, и предполагает дальнейшую совместную эволюцию
общества и государства. Эта стратегия вполне осуществима с любой точки зрения — ресурсной, технической, инвестиционной. Более того, речь идет о вынужденном и практически неизбежном шаге. Общим местом стало утверждение, что
Россия либо будет великой, либо вообще исчезнет. В этом утверждении есть несомненная правда. Мир не позволит слабой России безответственно, т. е. с выгодой лишь для ограниченного круга лиц, распоряжаться основной частью евразийского материка.

Сегодня идея частной собственности почти повсеместно признана фундаментальной, и России следует реализовать ее в полной мере, причем применительно
к своим неповторимым возможностям. Каркасом территориальной организации
страны должны стать значительные пространства и ареалы земель, находящихся
в частной собственности большинства граждан страны, а также известного числа
иностранных граждан.

Вот простой градостроительный расчет.

Если в год создавать по 250 тысяч усадеб в 40–50 соток и по 50 тысяч усадеб
в один-пять гектаров, то это составит соответственно 100–150 тысяч и 150–200 тысяч гектаров. Всего же, с учетом территорий общего пользования (дороги, общественные здания и т. п.), составляющих от 10 до 20 процентов площади поместий,
ежегодные отводы земли для усадеб должны составить около 350–400 тысяч гектаров. Для сравнения: в США ежегодно под нужды пригородного и усадебного строительства отводится 1,2 миллиона акров, т. е. около 500 тысяч гектаров — при том
что долгосрочная программа строительства жилья ориентирована на продажу
к 2025 году около 30 миллионов домов с ежегодным уровнем продаж в 1,2–1,4 миллиона домов, для чего потребуется более 10 миллионов гектаров.

Вообще доля территории городов и поселений всех видов составляет в земельном балансе России 1,1 процента, что при уровне урбанизации (доле городских жителей) около 70 процентов следует признать крайне низким показателем.
Даже если считать, что благоприятны для жизни не более 40–50 процентов площади страны (с чем, впрочем, можно спорить), то этот показатель вырастет
до двух с половиной–трех процентов. Но и в этом случае он очень далек от средних показателей других стран — семь-восемь процентов, а то и больше. В Германии, например, он достигает почти 12 процентов, а в Англии — еще выше. И это
при естественных географических ограничениях, существующих в благополучных европейских странах.

Иначе говоря, в стране, исключительно богатой земельными ресурсами, мы
живем чрезвычайно скученно, не используя практически неограниченные резервы для поместно-усадебного расселения, открывающего путь к более здоровому
и менее конфликтному гражданскому обществу. При правильном выборе долгосрочной национальной стратегии Россия могла бы переломить неблагоприятную
тенденцию и выжить в мире конфликтующих цивилизаций и конкурирующих
производителей, где идет жестокая борьба за территории и природные ресурсы.