Мало кто знает, что если бы не публикация в «Вечернем Краснотурьинске», газете, издаваемой в родном городе Андрея Сычева, рядового первого года службы, изувеченного старослужащими, то инцидент, ставший символом армейского беспредела в России, вероятно, удалось бы замолчать. В редакцию обратилась обеспокоенная сестра Андрея, как только она узнала о том, что случилось с ее братом. Частная общественно-политическая газета, выходящая тиражом в 8 тыс. экз. в городе с населением 67 тыс. чел., слыла смелой и принципиальной: два года назад она взбудоражила общественное мнение, рассказав, что в городском роддоме от внутрибольничной инфекции погибли шесть младенцев. Дело кончилось обвинительным приговором медикам, проверками в роддомах по всей стране и угрозами в адрес главного редактора. Однако когда в редакцию позвонила сестра рядового Сычева, у руководства газеты не было сомнений. «Нас обвиняют в том, что мы срываем призыв, что мы желтая пресса, делаем пиар на крови, — рассказала шеф-редактор Наталья Калинина коллегам из районных и городских газет на прошедшей недавно в Москве конференции «Газета в малом городе: достоинство, независимость, финансовая устойчивость». — С этим приходится жить. Но если не напишешь о таком (как дело Сычева. — М.Э.), то с этим тоже придется потом жить».

Именно из «Вечернего Краснотурьинска» об искалеченном солдате узнали в редакциях региональных газет, которые перепечатали его историю, а спустя две недели она появилась в федеральных и мировых СМИ. И даже если правы те, кто считает, что вскрытие многочисленных случаев дедовщины в армии было на руку органам прокуратуры и использовалось ею для борьбы против министра обороны, все равно это никак не преуменьшает заслуги газеты в том, что трагедия Сычева получила огласку. Однако далеко не во всех российских городах есть издания, готовые браться за такие темы. Большинство региональных газет либо промолчали бы, либо ограничились интервью с военкомом. Критика армии — одно из многочисленных табу для российских журналистов, особенно тех из них, кто работает в газетах малых городов, на которые падает основная тяжесть срываемого в столицах призыва.

Главный редактор «Вечернего Краснотурьинска» Александр Арцыбашев видит роль своей газеты в том, чтобы способствовать построению гражданского общества в своем городе. «Просто зарабатывать деньги не хочется», — говорит он. Однако сегодня такие издания в явном меньшинстве. Большинство же бывших «районок» либо еще не сумели отойти от стиля советской журналистики, либо наоборот, пережив кризис 1998 года и научившись зарабатывать на растущем рекламном рынке, пока осознали себя лишь как бизнес. * * * Согласно докладу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2005 год, из почти 26 тыс. газет, выходящих в Российской Федерации, региональные и местные газеты составляют 90%. Правда, эти цифры неточны: при подсчете в общее число зарегистрированных изданий включены перерегистрации существующих печатных органов, но зато не исключены те, что давно уже перестали выходить[1]. Российская книжная палата, составляющая реестр российской периодики на основе поступающих в палату обязательных экземпляров, считает, что на самом деле в стране издается «немногим более половины от числа зарегистрированных» печатных СМИ. На 1 ноября 2004 года в базе данных «Книжной палаты» числилась 13 251 газета[2].

Столь же сложно определить, какую долю на рынке печатных СМИ составляют районные и какую — городские газеты. В ноябре 2003 года, по оценке эксперта Министерства печати Юрия Пули, число районных газет превышало 3,5 тыс., а их совокупный разовый тираж составлял почти 32 млн экз. (для сравнения: разовый тираж всех центральных газет — порядка 36 млн экз.). Еще труднее вычленить общественно-политические газеты из массы рекламных и нишевых (т. е. узкоспециализированных, работающих на ограниченную аудиторию) изданий. Так, если ввести в поисковик Яндекса «общественно-политическая газета», то одним из первых результатов будет газета «Спецназ», учрежденная ассоциацией ветеранов антитеррористического подразделения «Альфа». Некоторые газеты позиционируют себя как деловые, а по сути являются общественнополитическими или рекламными изданиями, и наоборот. А уж определить, сколько из них хотя бы de jure независимы от местных властей, политических партий и крупных предприятий и предпринимателей, пока просто не представляется возможным.

Газеты «постсоветского» типа, выросшие из советской прессы на волне демократических перемен начала 90-х, постепенно уходят. Новому поколению все меньше хочется читать глухие тексты-наставления, а рекламодателю неинтересна стареющая аудитория, да и требования к внешнему виду изданий меняются. Переломным стал 1998 год. С кризисом справились те издатели, которые нашли в себе менеджерскую жилку и либо изменили свои газеты, сделав их интереснее, удобнее, полезнее, либо перепрофилировали их (например, превратив в специализированные или в «желтые», развлекательные), либо же диверсифицировали бизнес, создав рекламные, специализированные и развлекательные издания для «подкормки» основной общественно-политической газеты. Тот, кто вовремя не увидел опасности, не выдержав конкуренции, вынужден был закрыть свою газету либо же продать ее бизнесменам или политикам.

Успешные менеджеры пришли и в региональный издательский бизнес. Появились процветающие издательские дома — такие как «Алтапресс» в Барнауле, «Свободная пресса» в Воронеже, «Челябинский рабочий менеджер» в Челябинске, «Информ-Полис» в Улан-Удэ и другие. Часть из них имеет собственные типографии. Все они начинали с издания общественно-политических газет, но вскоре успешно освоили новые рынки: рекламных, либо нишевых, либо потребительских (т. е. адресованных потребителям товаров и услуг) изданий.

В 2001 году издательский дом «Алтапресс» в Барнауле переехал в новое, построенное на собственные средства четырехэтажное здание в виде корабля. Глава «Алтапресса» Юрий Пургин говорит, что это он подсказал архитектору образ корабля, олицетворяющий название газеты «Свободный курс». Эта общественнополитическая газета — любимое детище руководителя ИД, несмотря на то что она долгое время была убыточной и сейчас еще далеко не самый прибыльный проект ИД. Многие успешные издатели в регионах вообще обходятся без общественно-политических газет. Конкурентами крупных региональных издательских домов являются московские сетевые издания — от «Комсомолки» до «Антенны» и «Из рук в руки».

Если на крупном региональном рынке издательский бизнес сегодня дает возможность прилично заработать, то в малом городе перспективы роста все еще не слишком привлекательны. Газетный рынок маленького города хоть и позволяет безубыточно издавать местную газету, но не приносит тех прибылей, которые могли бы заинтересовать бизнесменов. Меньшая привлекательность бизнеса дополняется большей требовательностью аудитории. «Каждый день после выхода моей газеты я выхожу в город», — рассказывал собственник газеты «Эхо недели» в городе Железногорске Курской области Анатолий Полозков. «И я должен пройти по улицам и смотреть в глаза людям. Поэтому приходится так работать, чтобы глаза не опускать». Его газету читают в каждой городской семье — она выходит тиражом 19 тыс. экз. в городе с населением 96 тыс. чел. и хорошо известна настойчивостью, с которой отстаивает то, что считает правильным. Так, журналисты газеты в течение двух лет рассказывали о деле директора Железногорского лесхоза Николая Тюлюканова, которого незаконно уволили с работы, возбудив против него уголовное дело. Журналистка «Эха недели» Любовь Имекина писала и о том, как после увольнения Тюлюканова начали в массовом порядке вырубать рекреационные леса вокруг города. «Доказать нам ничего не удалось, — вспоминает Имекина, — несмотря на поддержку мэра, который самолично задерживал машины со строевым дубом. Но Тюлюканова мы отстояли». В итоге дело закрыли, Тюлюканова на работе восстановили (он, впрочем, вскоре уволился «по собственному желанию»), а Имекина стала победителем Всесоюзного конкурса журналистов «Золотой гонг — 2002» в номинации «верность теме».

Сейчас газета призывает провести референдум о планируемом в городе строительстве металлургического комплекса. В редакции уверены, что комплекс нанесет непоправимый вред городской экологии, которая и так страдает от соседства с одним из крупнейших горно-обогатительных комбинатов России — Михайловским ГОКом. Позиция «Эха недели» вызвала тревогу областных властей, и в феврале 2006 года подконтрольные правительству Курской области СМИ обвинили газету в шпионаже — на том основании, что в октябре 2004 года в рамках финансируемой правительством Великобритании программы поддержки независимых газет малых городов редакцию посетил Марк Доу, тот самый сотрудник английского посольства, который недавно оказался в центре шпионского скандала[3]. Вера Полозкова, редактор «Эха недели», собирается подать в суд на муниципальные газеты и заявляет, что «Эхо» будет продолжать отстаивать экологические интересы своего города. * * * Первые частные газеты в малых российских городах появились в 1990–1991 годах. За 15 лет было зарегистрировано множество новых частных газет, многие из них, просуществовав недолго, исчезли. Эксперты в своих оценках исходят из того, что частная местная пресса распространена более или менее равномерно на всей территории России, но те, кто профессионально занимается развитием института независимых СМИ, считают, что таких газет больше на Урале и в Сибири, затем идут регионы Севера и Дальний Восток, а хуже всего дела обстоят на Юге и в Черноземье.

По-разному рождались частные газеты в малых городах. Часто за их издание брались журналистские коллективы, ушедшие из-за конфликта с руководством из местной муниципальной газеты. Среди владельцев немало и таких, кто начинал свой бизнес с рекламных изданий или частных объявлений, а потом, так сказать, «добавлял содержание». Некоторые местные бизнесмены учреждали газету, чтобы с ее помощью защитить свой бизнес от произвола властей и от конкурентов, а также использовать ее для пиара. Большинство издателей долгое время существовали в полной изоляции от коллег, искренне думая, что они единственные «такие сумасшедшие» в области, а то и во всей России. Кому-то из редакторов везло больше, и он встречался с коллегами из региона либо на празднике прессы у губернатора, либо на семинаре Института развития прессы (ИРП), либо на стажировке за границей (как правило, в США, где действует много разнообразных программ поддержки региональных журналистов, реже — в Германии или в Швеции). Однако далеко не все издания посылают своих сотрудников в командировки или на конференции. До недавнего времени журналисты, издающие частные местные газеты в разных городах Свердловской области, практически ничего друг о друге не знали. Так, Валерий Безпятых, главный редактор независимой газеты «Городские вести» из города Ревда, выходящей более 10 лет, только в прошлом году познакомился со своими коллегами из «Егоршинских вестей» (выходит 13 лет в городе Артемовском ) и «Качканарского четверга» (существует с 1998 года). «Если про «Егоршинские вести» я хотя бы слышал, то существование независимой газеты в Качканаре стало для меня новостью», — признался Безпятых. А с редактором упомянутого выше «Вечернего Краснотурьинска» он впервые встретился всего три месяца тому назад.

Похожая ситуация в Пермском и Приморском краях: коллективы газет, выходящих годами, до последнего времени не знали о существовании друг друга, хотя разделяют их всего десятки километров.

* * *

Авторы доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям утверждают, что «для значительной части населения страны районные и городские газеты являются практически единственно доступным печатным средством массовой информации», и на этом основании делают вывод о необходимости финансирования районных (городских) газет из средств федерального бюджета[4]. Однако на деле во многих городах муниципальные газеты уже давно конкурируют с частными, удерживаясь на плаву, в основном, за счет демпинга, который они могут себе позволить как дотационные издания, а иногда еще и за счет использо вания административного ресурса в организации подписки. Более того, финансирование муниципальных газет из бюджетов разных уровней часто превышает суммы, необходимые для декларируемых нужд этих изданий.

В июле прошлого года трое редакторов упомянутых выше независимых городских газет Свердловской области обратились в ФАС и ряд властных структур с открытым письмом, в котором обвинили власти всех уровней в разрушении формирующегося рынка независимых печатных СМИ, препятствии здоровой конкуренции и нецелевом использовании средств. Поводом для этого письма стало постановление правительства Свердловской области «О государственной поддержке в сфере средств массовой информации на 2005 год», которое предусматривало выделение 12,8 млн руб. из областного бюджета на приобретение бумаги для нужд муниципальных газет. Однако, как выяснили редакторы, муниципальному еженедельнику «Артемовский рабочий» (тираж 3 500) на весь 2005 год требуется 9,5 тонн газетной бумаги, в то время как постановлением выделено 16 тонн, муниципальному еженедельнику «Качканарское время» (тираж 3 300) требуется 7,5 тонны, а выделено 11, бюллетеню «Муниципальные ведомости» в Ревде требуется примерно 1,2 тонны, а выделено 9. При том, что в каждом из этих городов выходит по несколько негосударственных газет с тиражами, намного превышающими тиражи муниципальных газет[5].

В итоге администрация области внесла изменения в постановление. Из него были исключены названия конкретных изданий, получающих субсидии, а органам местного самоуправления предписано «самим определить общественно-политические издания (районные, городские), посредством которых осуществляется пользование муниципальными информационными ресурсами». В связи с «устранением нарушения» ФАС дело прекратило. Инициаторы письма считают это решение своей победой, хотя и понимают, что говорить о честном соревновании с муниципальными СМИ пока рано.

* * *

Не только государственные дотации позволяют муниципальным газетам конкурировать с частными. Часто независимые de jure газеты по содержанию не сильно отличаются от официозных: те же фотографии чиновников рядом с «кирпичами» официозного текста из штампов и клише, тот же односторонний подход в освещении проблем, то же отсутствие новостей, такой же малопривлекательный дизайн. Научившись зарабатывать на рекламе и частных объявлениях, подавляющее большинство издателей так и не создали качественных общественно-политических газет. Региональная журналистика болеет теми же болезнями, что и центральная: обилие «заказухи» (рекламных материалов под видом информационных), подмена информации мнением журналиста, ненужная многословность, высокомерие по отношению к своей аудитории или наоборот — откровенное заигрывание с читателем. Многие газеты грешат излишней сенсационностью, а иногда даже ксенофобскими настроениями.

Есть и собственные болезни — неуверенность в себе, трудно изживаемая «провинциальность». Мало кто из таких газет уделяет достойное внимание даже федеральным новостям, не говоря уже о мировых. Так, после трагедии в Беслане большинство районок либо просто проигнорировали тему («Беслан далеко от нашего города», «центральные СМИ и так все дадут», «народ устал от чернухи» — вот только несколько типичных объяснений), либо вышли с короткой заметкой «скорбим вместе со страной» или с отчетом об организованном местными властями антитеррористическом митинге, в лучшем случае с колонкой мнения редактора.

Многие газеты испытывают давление со стороны местных администраций, однако в основном речь идет о нежелании чиновников предоставлять информацию неподконтрольным им СМИ. Реже (хотя и такое встречается) администрация использует для давления финансовые рычаги: если издание арендует помещение у муниципалитета, чиновники могут поднять арендную плату или вовсе попросить редакцию переехать.

Еще большей проблемой является привычка к самоцензуре. Часто региональные издатели и журналисты не берутся за острые темы из нежелания идти на конфронтацию с властями или затрачивать дополнительные усилия на разработку сложных вопросов. Коллегам и самим себе они объясняют это недостаточностью собранных фактов, незаконченностью судебного процесса либо просто усталостью читателей от негатива.

И тем не менее десятки региональных изданий пытаются обрести действительную независимость, понимая, что авторитет у читателей — это реальный капитал. Газета «Вести от партнера» (Бузулук) приняла «кодекс редакции»: журналисты пообещали своим читателям никогда не публиковать заказных статей, не участвовать в ведомственных конкурсах, отвечать на все письма и предоставлять слово всем сторонам конфликта. Буквально на следующий день ее владелец Константин Попов отказался печатать заказные статьи о компании ТНК-ВР без пометки «реклама». В ответ нефтяники расторгли договор с газетой. Это обошлось ей почти в полмиллиона рублей в год. Однако принципиальность журналистов и их честность по отношению к читателям принесли свои плоды: тираж газеты за год вырос с 3 500 до 7 000 экземпляров, а привлеченная под рост тиража и улучшение качества аудитории реклама не только вернула потерянные нефтяные деньги, но и позволила заработать больше.

Владелец газеты «Парма новости» из города Кудымкар (35 тыс. жителей, бывший Коми-Пермяцкий автономный округ, ныне — Пермский край) Сергей Мешавкин рассказал, как в 2003 году он отказался от 700 тыс. руб., которые ему предлагали за благосклонное освещение избирательной кампании Михаила Коданева, находившегося тогда под следствием по обвинению в организации убийства Сергея Юшенкова. «Это были для нас огромные деньги, — вспоминает Мешавкин, сравнивая предложенную сумму с годовым оборотом своей газеты в 2 млн руб. — Мы не сказали даже “Мы подумаем” — сразу отказали как отрезали». Финансовые потери газета так и не компенсировала. «Но вот это кайфовое ощущение поступка сыграло, конечно, большую роль», — признается владелец «Парма новости».

Подобных примеров можно привести множество. Все больше независимых изданий стараются играть в своих сообществах роль «сторожевых псов». Газета «НЭП+С» из Ухты (республика Коми) в феврале этого года открыла новую рубрику, «Черный список», где пообещала публиковать имена персон, отказывающихся разговаривать с прессой. За первые две недели в списке появилось всего две фамилии[6] — но и этого оказалось достаточно. «В одной из контор, где раньше неохотно с нами общались, сказали следующее: “Да-да, читали про ваш черный список, сейчас быстренько все подготовим”, — рассказывает редактор «НЭП+С» Александра Чуманова. — У журналистов появилось больше смелости и стало меньше рабства в душе, а глава города заявила, что будет строго наказывать тех чиновников, которые необоснованно откажут в информации». Газета не только «присматривает» за чиновниками и помогает гражданам осуществлять право на получение информации. Она проводит и благотворительные акции, помогая детдомовским детям найти приемных родителей[7].

Парадоксально, но чем больше зачищается информационное поле на федеральном уровне, тем больше местных газет начинают задумываться о своей миссии: неожиданно они осознают, что становятся для своей аудитории чуть ли не единственной альтернативой Первому и Второму телевизионным каналам.


[1] http://www.gipp.ru/zip/6586_fapmk_2005.doc

[2] Там же.

[3] http://www.echo-n.ru/index.php?id=unfo&desc=43fc4ede96bb9, http://www.echo-n.ru/index.php?id=ekolog&desc=4404c3f33b6f5

[4] http://www.echo-n.ru/index.php?id=unfo&desc=43fc4ede96bb9, http://www.echo-n.ru/index.php?id=ekolog&desc=4404c3f33b6f5

[5] http://www.cjes.ru/lenta/view_news.php?id=14530&year=2005&lang=rus

[6] http://www.nepsite.com/node/854

[7] http://www.nepsite.com/taxonomy/term/32