Не могу равнодушно видеть, что болтание на французском языке становится первым предметом в воспитании благородного Россиянина, что оно может заменить все недостатки оного и сделать репутацию Россиянина! Прибавь к тому необходимые следствия и влияния иностранного воспитания на самую важную точку нашей нравственности. Во-первых, иностранные учителя или совсем не знакомят юного Россиянина с его отечеством, ибо сами мало о нем знают, или учат по книгам жалким, несправедливым, пристрастным; во-вторых, говоря часто при ребенке со свойственными каждому честному человеку восторгом и предпочтением о своем отечестве, они несколько охлаждают в нем любовь к России и внушают уважение к той или другой иноземной стране. — Изучение бегло говорить на иностранных языках натурально отнимает сверх того время и способность умствовать, рассуждать! — И не от того ли находим мы в предках наших более здравомыслия и даже памяти? Не от того ли они были и красноречивее нас?

Отечественные записки. 1820. № 3. С. 51–52