Ричард Сеннет. Падение публичного
человека / Пер. с англ. О. Исаевой,
Е. Рудницкой, Вл. Софронова,
К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2002. 424 с.

Вниманию читателя, интересующегося вопросами современной культуры, истории, социологии, экономики и даже в некоторой степени психологии, предлагается перевод одной
из главных работ Ричарда Сеннета, известного специалиста в области истории и социологии. На сегодняшний день Сеннет, будучи
профессором Нью-Йоркского университета
и Лондонской школы экономики и политологии, считается одним из наиболее
радикальных теоретиков
урбанистической культуры
и критиком современного
капитализма. Город и городская жизнь являются
одной из центральных тем
исследований профессора Сеннета, проживающего
на одной из самых тихих
улиц одного из наиболее
шумных и многолюдных
районов Манхэттена.

В работах Сеннета феномен мегаполиса рассматривается исходя из трех его
главных социокультурных
характеристик. Первой из
них является мультикультурализм. Всякий город, а в
особенности мегаполис, —
это место встречи и столкновения многочисленных
и зачастую непохожих друг на друга людей,
культур, этносов и социальных классов. В городе человек всегда может встретить незнакомцев в полном смысле этого слова, т. е. людей с незнакомыми и несвойственными для
него манерами поведения, внешним видом,
реакциями и т. д. Второй важной чертой большого города является плотность его населения. Иными словами, в городе представители
различных культур не просто могут встретить друг друга, но постоянно встречаются.
Город — это место их постоянного совместного существования. Третьей характеристикой
мегаполиса является то, что в нем, по определению, всегда существуют предпосылки для
публичности и связанной с ней коммуникабельности. Культурный плюрализм мегаполиса пребывает в постоянной динамике и изменении. В большом городе для каждого отдельного жителя всегда существует возможность
неожиданных и неподконтрольных изменений в окружающей среде.

Именно эти факторы порождают необходимость существования публичной сферы общественной жизни. Публичная сфера, в отличие от приватной, является тем третьим
миром, в котором может осуществляться
коммуникация между различными непохожими друг на друга людьми. Именно благодаря ей возможно существование общества,
в котором люди уважают и понимают друг
друга. Именно наличием публичной сферы
обуславливается возможность существования
в обществе демократии и свободы. Во всех тоталитарных режимах, согласно Сеннету, сфера публичного была подавлена
противоположной ей сферой личного, которая, наряду с публичностью, также является необходимым
элементом жизни общества. Для того чтобы сфера
публичного существовала,
необходима граница между
ней и сферой личностного.
Город и городская жизнь
являются лучшим полем
для исследования взаимодействия сферы публичного и сферы личностного.

Основной проблемой,
обсуждаемой в предлагаемой книге, является кризис
сферы публичного в современном западном обществе. Этот кризис выражается, главным образом, в возникшем в современной жизни
дисбалансе между сферой личного и сферой
публичного. Согласно Сеннету, сегодня люди
склонны оценивать все с позиций своих частных личностных интересов. Приватные
аспекты зачастую усматриваются даже в объективных безличных ситуациях, что приводит
к широкому доминированию личностной
сферы в общественной жизни. Так, проблема
идентичности человека в современном западном обществе рассматривается сегодня
преимущественно в терминах личной сексуальности, а познание мира неразрывно связывается с проблемой самопознания. Дисбаланс
между приватным и публичным Сеннет рассматривает в двух областях, где они проявляются в наиболее выраженном виде. Это,
с одной стороны, современная власть и политика, с другой — современные поселения, а
конкретно большие города.

Кризис публичной сферы во власти, согласно Сеннету, выражается главным образом
в том, что подавляющее большинство членов
современного общества не проявляет интереса к вопросам политики. Сегодня в западном
мире утвердилась вера в существование оппозиции между государственными и частными
интересами. Люди не считают себя ответственными за то, что происходит в государстве
на федеральном уровне, и не рассматривают
самих себя как равноправных граждан внутри
единого и гомогенного пространства страны.
На выборах в органы власти предпочтение
кандидатам отдается согласно тому, насколько
они кажутся похожими на своих потенциальных избирателей, или тому, насколько успешно избиратель может применить к определенному кандидату свои личные проекции
и ожидания относительно того, какова должна быть личность избранника. Именно поэтому решающим фактором для успеха на выборах может оказаться не профессиональная
компетентность кандидата, а такое приватное
обстоятельство, как, например, его семейное
положение. Иными словами, главным критерием, которым руководствуется пришедший
на выборы избиратель, становится разделение
кандидатов по признаку «свой/чужой», что
приводит к оценке избираемых на основе их
декларируемых намерений и возможностей,
а не реальной деятельности в соответствующей области.

Размышляя о современных поселениях,
Сеннет рассматривает начавшийся после
Второй мировой войны отток городских жителей в пригород. Бегство из города рассматривается как стремление людей к утверждению их самости вне публичной сферы и как
попытка избежать свойственной для жизни
в городе необходимости соотносить себя
с другими людьми, отличающимися по культуре, поведению и взглядам. Такое стремление к созданию локальных сообществ Сеннет
именует возвращением к племенной жизни.
Свойственный этим сообществам локальный
патриотизм рассматривается как деструктивный процесс, поскольку он сужает коллективность до сообщества людей, изгоняющих
из своих рядов непохожих и инакомыслящих.

Данные процессы стали возможны вследствие изменения отношения общества к публичной сфере. В XX веке она стала восприниматься как формальная и не связанная
с частными интересами отдельной личности.
Сфера общественного понимается не как самостоятельная объективная область коммуникации, а как производная от множественных отдельных личностных актов. В результате утраты границы между сферой публичного
и сферой приватного и повсеместного доминирования последней публичная жизнь начинает восприниматься как безличность и зло.
По отношению к ней вырабатывается неприязнь и страх, что в свою очередь приводит
к исчезновению политического диалога и закреплению особой значимой роли за политиками и актерами как людьми, выражающими
себя на публике и формирующими новое понятие «публичной личности». Особенность
современной публичной личности заключается в том, что ей противопоставлена молчаливая и пассивная толпа наблюдателей, у каждого из которых публичная сфера вызывает
тревогу и страх. В обыденной жизни это может принимать форму страха высказывать
собственное мнение на людях или выражать
себя каким-либо иным способом. Сеннет не
утверждает, что это свойственно всем представителям современного западного общества.
Согласно его убеждению, налицо лишь тенденция отстранения большинства людей от
принятия участия в коммуникации публичной сферы. Испытывая страх перед самовыражением на публике, люди удовлетворяются
наблюдением за жизнью известных актеров,
политиков и других публичных людей.

Такое размывание границы между сферой личного и публичного, согласно Сеннету,
является пагубным не только для сферы публичного, но и для сферы приватного. Если
первая деформируется от того, что утратила
былую значимость в обществе и стала восприниматься многими людьми как чуждая,
безличная и формальная, то вторая, получив
чрезмерное распространение, утратила границы, что лишило ее сбалансированности относительно первой. Из-за того что граница
между публичным и приватным перестала
быть осязаемой, барьер перед публичным самовыражением стал для очень многих людей
непреодолимым. Иными словами, такие явления, как, к примеру, логофобия, т. е. боязнь
произнесения речи перед зрителями, стали
повсеместными и переросли в общекультурный феномен.

Помимо описания кризисного состояния
современного западного общества и общих довольно пессимистических прогнозов относительно его будущего, книга представляет собой
подробное исследование процессов, обусловивших триумф приватного человека и падение публичного. Исчезновение сбалансированности между сферой публичного и сферой
личного произошло между XVIII и XIX веками. Согласно Сеннету, оно было обусловлено
падением так называемого «старого режима», т. е. отказом от норм жизни XVIII века
и формированием новой культуры города.
В XVIII веке крупные города не представляли
собой общество «незнакомцев». В них присутствовали различные социальные группы,
представители которых могли рассматривать
друг друга как чужаков, однако все это имело
место в единой публичной сфере коммуникации. Именно на это время приходится расцвет
публичного человека, поскольку в XVIII веке
общение и самовыражение человека на публике не соотносилось с его личной жизнью. Сеннет подробно демонстрирует, как это проявлялось в общественной жизни, начиная
с архитектуры городов и заканчивая областью
политики. Образ человека того времени был
образом актера, играющего роли на общей
сцене публичного пространства.

Однако перемены, пришедшие с XIX веком, положили конец расцвету публичного
человека. Свойственные XIX столетию
и, главным образом, викторианской эпохе
строгость нравов и поведения были проявлением строгого отграничения сферы приватного от сферы публичного. Сеннет пишет, что
развитие промышленности и торговли сделали сферу публичного устрашающей для людей того времени и они стали искать защиту
от социально-экономических потрясений
внутри собственных семей. Триумф естествознания, расцвет таких наук, как френология,
устранил представление о мистическом
и уникальном в каждой отдельной личности,
заставлявшее людей вести себя предельно
сдержанно, чтобы не проявить свое содержание через внешнее поведение. Это, в свою
очередь, нанесло сильный удар по публичной
сфере, поскольку люди стали бояться самовыражения в обществе. Объектами пристального внимания стали актеры и политики,
способные к такому самовыражению. Была
выработана новая форма публичного поведения, заключающаяся в общем молчании
и пассивности.

Вышеописанные факторы, согласно Сеннету, привели к изменению структуры города и
окончательной победе в XX веке вышеописанного общества интимности. Развитие транспорта, появление огромных супермаркетов
и офисных небоскребов, унификация одежды,
свойственные XX столетию, лишь усилили
процессы, появившиеся в XIX веке. Современное публичное пространство Сеннет называет мертвым, ибо кажущееся увеличение личностного контакта в современном западном
мире, выражающееся в структуре офисов, площадей и прочих публичных мест, в действительности говорит лишь об уменьшении
желания людей общаться друг с другом.

Сложно однозначно определить, является ли данная книга исследованием социологии, истории, экономики, психологии или
культуры. Скорее, для нее важны все перечисленные области. Не обошлось, разумеется, и без философии. Бесспорная общефилософская компетентность автора проявляется
именно в умеренности, с которой он употребляет исторический, социологический
и психологический исследовательский инструментарий. В некоторых пассажах Сеннет
намекает на то, что историческое исследование значимо только постольку, поскольку
помогает понять современную ситуацию
и составить прогноз относительно будущего.
Не грешит Сеннет и социологизмом, скромно замечая, что не стремится своей книгой
дать исчерпывающее описание социальноэкономических причин, лежащих в основе
недугов современного общества. Наконец,
часто обращаясь к психическим особенностям, свойственным большинству жителей
той или иной эпохи, повлиявшим на формирование социальной реальности того или
иного периода, автор не прибегает к неоднозначной психоаналитической терминологии,
ограничиваясь описанием, а не объяснением
конфликтов, присутствующих в психической
жизни людей.