Всякий, кому случилось побывать в Туве в сентябре 2004 года — накануне празднеств по случаю 60-летия ее присоединения к России и 90-летия города Кызыла, — поражался, не обнаружив в тувинской столице привычных бомжей. Местные жители в красках расписывали, как оборванцев собирали и вывозили куда-то за город. Ждали высоких гостей: Путина, Шойгу, Нарусову и иже с ними. К сенатору от Тувы, вдове первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, здесь отношение особое. Многим местным пришлась по душе идея Людмилы Борисовны легализовать в регионе наркоторговлю, точнее, оставить безнадежную борьбу с дикорастущей коноплей и «для блага республики» «узаконить сбор конопли как сбор лекарственного сырья для медицинской промышленности, для фармацевтики, и поставлять в те страны, где это узаконено, например, в Голландию».

После бесланской трагедии поездку в Туву некоторым VIP-персонам пришлось отменить. А готовились к событию тувинцы не один месяц: спешно наводили чистоту, косили коноплю по обочинам дорог и смахивали пыль с героических страниц истории…

Чингисхан, сын тувинского народа

Чингисхана в Туве почитают чуть ли не как национального героя. И это несмотря на то, что монголо-татары когда-то здесь изрядно набедокурили. Но, рассуждая о том времени, тувинцы не устают повторять: «Чингисхан нас не завоевывал, мывошли в его державу как равноправный народ и участвовали в монгольских завоеваниях». Одна из причин такого теплого отношения в том, что Чингиза признают… тувинцем. Даже экскурсоводы в музее с серьезными лицами рассказывают, что покоривший полмира создатель монгольской империи — местный уроженец. Чем не научная сенсация? История в их пересказе выглядит так: в стародавние времена территория Тувы простиралась до Байкала. Где-то на этих необозримых просторах великий завоеватель и родился, а значит он — чистопородный тувинец. При этом ссылаются на древнейшее монгольское историческое сочинение «Сокровенное сказание», в котором упоминается, что какой-то «уранхай» (так звались предки тувинцев) подарил родителям новорожденного Темучина пеленку из собольей шкурки.

Вторая «сенсация»: пока ученый мир спорит, где покоятся останки великого завоевателя (место захоронения полководца ищут в Монголии, Китае, Казахстане, Читинской области и Бурятии, особенно часто — на стыке современных границ Монголии, Тувы и Бурятии), тувинские аборигены знающе помалкивают. Если попрoсите, любой покажет вам «могилу» Чингисхана с точностью чуть ли не до метра. А вообще тувинцам их известно три. И все — в пределах маленькой гордой республики. В Сют-Хольском кожууне (районе) есть участок, где под ногами гулко звенит пустота. Другая версия: почившего Чингисхана спустили в пропасть на территории труднодоступного Тоджинского кожууна. А еще невдалеке от Ак-Довурака вам обязательно покажут в степи сильно обгаженного птицами каменного дядьку. И это — тоже Чингисхан. К его ногам со всей Тувы приносят лакомства и другие подношения. Просят исполнения желаний и исцеления. Рассказывают «страшилки» о том, как в шестидесятых годах прошлого века один тракторист работал в поле и наткнулся на каменного идола, закопанного в землю. На радостях он приволок находку домой, а вскоре помер. Ненамного пережили бедолагу жена и дети. Односельчане в страхе отнесли идола на место и назвали Чингисханом. В другом варианте история звучит так: в советскую эпоху, когда каменные изваяния стаскивали в музей, решили отправить туда и каменного Чингиза. Стали выдергивать его из земли трактором, а он — ни в какую, только накренился. А когда утром трактористы вернулись, чтобы завершить работу, то с ужасом обнаружили, что идол снова стоит прямо. Больше его не трогали. И место под ним не раскапывали. Окрестные жители уверены, что именно там могила Чингисхана. Если же верить науке, то идол этот — тюркского периода (VI–VIII века н. э.), т. е. изображать Чингиза, родившегося в 1155 году, никак не может. Да и не был Чингисхан в здешних местах. Туву завоевал его старший сын Джучи.

Но тувинцы и соседние народы так сильно любят знаменитого Темучина, что не хотят замечать исторических несоответствий. На его жестокость закрывают глаза, с его именем связывают древние сооружения. Самое знаменитое — «дорога Чингисхана» — длинный вал, вдоль которого идет оплывшая канавка. На самом деле это никакая не дорога. По одной ученой версии, это оросительная система уйгурского периода (VIII–IX веков). По другой (в частности, это мнение было высказано ученым Л. Р. Кызласовым) — оборонительное сооружение.

Тувинцы, потомки скифов

Многие жители республики свято верят и в то, что найденные в 2001 году в кургане Аржаан-2 европеоидные царь и царица скифского времени — это не кто иные, как прародители тувинского народа. Тогда питерские и германские археологи сделали сенсационную находку мирового значения. В тувинской «долине царей» они нашли непотревоженное захоронение двух важных скифских особ в истлевшей одежде. И сами кости, и пол под ними были буквально усеяны золотыми предметами, некогда украшавшими одеяния. Общий вес золота, обнаруженного в могиле, превысил 20 килограммов. Возраст находки — приблизительно 2,7 тысячи лет.

Претензия тувинцев на родство с курганными VIP-персонами примерно столь же основательна, как претензия арабов, населяющих сейчас Египет, на родство с фараонами. Но разнообразие встречающихся в Туве антропологических типов требует объяснения. Многих удивляет, какими разными бывают местные жители: от типичных монголов до типичных европейцев. В горных районах запросто можно повстречать рыжего тувинца. Ученые мужи говорят по этому поводу, что в тувинцах смешалась кровь загадочных динлинов, населявших эти места в III столетии до нашей эры, и других племен, искавших позднее спасения от разных завоевателей в труднодоступных горах. В общем, суть теории: на территории Тувы сменилось много насельников, и от каждого пришлого народа осталась частичка. А в XVII веке на их основе сложился единый тувинский народ. Так что тувинцы могут называть себя и скифами, и уйгурами…

Вторая мировая война продолжается

Формально-юридически Тува до сих пор находится в состоянии войны с Германией, а значит Вторая мировая война продолжается. Во всяком случае, педантичные немецкие туристы, приезжающие в республику, первым делом интересуются у местных жителей: «В плен брать не будете?»

В 1912 году Тува сбросила иго Китайско-Маньчжурской империи, и ходоки отправились к Николаю II просить защиты. Аудиенции ждали два года, все это время Тува балансировала между Россией и Монголией. В 1914-м протекторат России над Тувой был наконец установлен. В ознаменование великого события на месте слияния Бий-хема (Большого Енисея) и Каа-хема (Малого Енисея) построили город, названный в честь «белого» русского царя Белоцарском. В начале июля 1918 года советскую власть сменила колчаковская. Год спустя в город вошли отряды красных партизан А. Д. Кравченко и П. Е. Щетинкина. В сражении, оставшемся в истории под названием «Белоцарский бой», белогвардейцы потерпели поражение. А почти полностью сожженный город пришел в запустение. В 1920 году в Туране прошел X съезд русского населения края. На нем-то и решили переименовать Белоцарск в «Красный» город — Кызыл.

А еще через год, 14 августа 1921 года, на Всетувинском учредительном хурале было объявлено о создании самостоятельного государства — Танну-ТуваУлус. Это государство и объявило войну Германии в первые дни после ее вероломного нападения на Советский Союз. Уже в мае 1943 года на фронте появились первые механики-водители танков из Тувы, в их числе был единственный тувинец, ставший впоследствии Героем Советского Союза — Хомушку Чургуй-оол. А 1 сентября 1943 года воевать с фашистской Германией отправились 206 тувинских добровольцев. В первом бою 30 января 1944 года за село Деражино «иностранцы» уничтожили около 70 немцев. В 1944-м Тува на правах автономии вошла в состав РСФСР и особо объявленной войны особым миром с Германией не завершила. Впрочем, тувинская Конституция и до самого недавнего времени утверждала право республики объявлять кому угодно войну и выходить из состава России.

«Звенящая нежность Тувы»

Приезжая в незнакомое место, первым делом начинаешь выведывать: «А что у вас в культуре интересного? У каких исследователей об этом можно подробно прочесть?» Тувинцы первым делом вспоминают традиционное горловое пение хоректээр, в котором выделяют пять стилей, и уникальные шаманские ритуалы — подлинно древние и подлинно тувинские. Но вот знаменитые исследователи, более ста лет изучавшие это пение, — П.Е.Островских, Е.К. Яковлев, Г.Е. Грумм-Гржимайло, А.В. Анохин, А.Н. Аксенов, Е.В. Гиппиус, С.И. Ванштейн, — все не местные.

Иные «народные обычаи» уходят корнями в прошлое весьма недалекое. На местных праздниках не раз видела танец «Звенящая нежность Тувы», который представляют народным, национальным и вообще визитной карточкой республики. Древность его, однако, невелика. В 1943 году в Тувинскую Народную Республику приехал русский балетмейстер — Анатолий Шатин. Задача, которую перед ним поставила партия, была предельно конкретной: создать тувинскую хореографию. С нуля. Поскольку до этого там был известен, пожалуй, только «Танец орла», который исполняли мужчины во время национальной борьбы хуреш. (Этот старинный вид спорта очень любим тувинцами, без состязаний борцов не обходится ни один крупный праздник. Своими нехитрыми правилами борьба хуреш напоминает сумо, только вес борца значения не имеет. Проводятся соревнования, по традиции, на свежем воздухе.)

И хореограф блестяще справился с поставленной задачей, придумав помимо «Нежности Тувы» (музыку к танцу написал композитор Алексей Аксенов) еще несколько тувинских «народных» танцев.

Конопляный рай

По данным космической разведки, в Туве конопля занимает 84 тысячи гектаров. Официально признаваемая цифра вдвое меньше. В «Радиообращении председателя правительства РТ Ш. Д. Ооржака по вопросу уничтожения зарослей дикорастущей конопли на территории республики» говорилось, что «массивы дикорастущей конопли произрастают в настоящее время на площади 36 тысяч гектаров». Сегодня «Тува» и «конопля» почти синонимы. Но когда заводишь с тувинцами речь о «конопляных традициях», те обижаются. По их версии, сами тувинцы до недавнего времени о дурных свойствах конопли ничего не знали. Веревки из нее делали. Все зло пошло от пришлецов из-за Саян. Стоял себе мирно на западе Тувы городок Шагонар. И вот приспичило кому-то Саяно-Шушенскую ГЭС построить. Городок попал в зону затопления, а отстраивать для переселенцев новый — в семи километрах от прежнего — завезли зэков-«химиков». Они-то и научили тувинцев пользовать коноплю для удовольствия и культивировать, как огородное растение. А сами бы местные жители до этого вовек не додумались…

Справедливости ради заметим, что далеко не все «приносные» традиции в Туве приживались. Уж если местные жители действительно чего-то не хотели… Так в советское время решительно не задалась в Туве коллективизация. Сразу после вхождения в Россию скот и имущество у богатых отобрали и поделили. И исчезло все то добро в неизвестном направлении. Еще три или четыре раза пытались раздавать тувинскому народу материальную базу для строительства колхозов. Все без толку. Пришлось признать, что коллективизация в отдельно взятой Туве невозможна. Только русские колхозы здесь развивались, и сейчас найдется пара-тройка «незагнувшихся». Среди них — колхоз имени Сергея Шойгу.

Тувинцы просят изобрести им… юрту

Сейчас многие тувинские обычаи, подзабытые в советское время, возвращаются. Но не потому, что в народе вдруг проснулась какая-то особая тяга к прошлому. Просто следовать традициям оказывается гораздо дешевле, чем им не следовать. Например, в местном музее вам покажут старинные тувинские седла. Тувинцы совсем было забыли, как они и делаются, да тут грянула перестройка. Привычные седла фабричного производства стали «кусаться», так что тувинским джигитам снова пришлось по дедушкиным рецептам пилить, строгать и обтягивать кожей… И ничего, теперь ездят и нахваливают.

Иное дело тувинские юрты, в которых чабанские семейства по сей день живут, выпасая скот. Хорошая юрта стoит сегодня порядка 160 тысяч рублей, как небольшая квартира. А интерьер в ней остался самый что ни на есть «исторический». Со времен Чингисхана только железные кровати добавились и ширпотребные китайские плакатики и календари с красотками и котятами. Я думала до недавнего времени, что юрта — изобретение, проверенное веками и в усовер шенствовании не нуждающееся. Чтo еще выдержит тувинскую жару, которая может достигать полусотни градусов выше нуля, и морозы, когда столбик термометра опускается на столько же ниже нулевой отметки? Оказывается, и здесь можно поспорить с историей и внести коррективы. Недавно председатель тувинского правительства Шериг-оол Ооржак, обращаясь к участникам проходившего в Туве Международного конгресса национальных систем образования под названием «Юрта — традиционное жилище кочевых народов Азии», посулил 10 тысяч долларов тому, кто разработает лучшую конструкцию юрты, позволяющую сочетать традиционные материалы и новые технологии. У калужского завода «Выстрел», специализирующегося на выпуске космической техники, уже приобретены два станка для пошива толстых тканей (например, кошмы). Найдены и поставщики новых влагостойких легких тканей, которые позволят сохранять тепло в лютые тувинские морозы. И хотя проблему жилья тувинцы решили несколько веков назад при помощи традиционной технологии изготовления юрт. Им, похоже, доставляет удовольствие изобретать велосипеды…