Ключевое положение новой, принятой в 1999 году стратегической концепции НАТО осталось прежним: в области безопасности блок будет проводить политику с позиции силы. Теперь прямая военная конфронтация России с Североатлантическим союзом считается маловероятной. Однако в случае развязывания войны в Европе альянс, в соответствии с новой стратегией, не должен допустить потери своей территории. С самого начала военных действий операции он будет вести с решительными целями, которым должны отвечать мобилизационные мероприятия и мероприятия по переброске резервов.

В документе отмечается, что угрозы безопасности НАТО, как военного, так и невоенного характера, в обозримом будущем сохранятся. Они обусловлены, в первую очередь, наличием очагов нестабильности на Евроатлантическом пространстве, а также возможностью возникновения кризисов регионального масштаба за пределами зоны ответственности НАТО. Этнические и религиозные конфликты, с которыми сталкиваются некоторые государства Европы и прилегающих к ней регионов, территориальные споры, болезненные политические и экономические реформы, нарушение прав человека, распад государств — все это может привести к кризису локального, а при определенных условиях регионального масштаба и перерастанию его в вооруженный конфликт, вероятность вовлечения в который соседних стран — членов НАТО весьма значительна.

В новой стратегии сохранилась установка на подготовку объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО к ведению двух видов войн — всеобщей и ограниченной, хотя первая и считается маловероятной. Ориентируется блок на применение в основном обычных средств поражения. В вероятной войне ОВС НАТО будут действовать самостоятельно и в союзе с другими европейскими государствами как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами[1].

Согласно стратегической концепции, крупномасштабная война если и возникнет, то скорее всего вследствие эскалации локального вооруженного конфликта, в который будут втянуты другие европейские государства и Россия.

Ожидается, что наибольшей напряженностью военные действия в этом случае будут отличаться в Центральной Европе. На периферии блока более вероятны операции с ограниченными целями, такими как создание благоприятных условий для действий главной группировки войск.

Основной формой применения ОВС НАТО в крупномасштабном конфликте остается стратегическая операция с привлечением всех видов вооруженных сил. Характер операций на каждом стратегическом направлении будет зависеть от военно-политических целей, преследуемых блоком, и физико-географических особенностей ТВД.

Не забывая о всеобщей, основные усилия руководство НАТО теперь направляет на подготовку своих ВС к ограниченной войне.

Такое изменение стратегии потребовало коренной перестройки всей военной структуры блока. Создаются многонациональные войсковые формирования, а национальные ВС вырабатывают единый подход к военному планированию, приобретению вооружения и военной техники, оперативной и боевой подготовке. На стратегическом уровне — ведется реорганизация национальных министерств обороны, пересматриваются подходы к стратегическому планированию, меняется военно-промышленная политика государств, создаются новые высшие объединенные органы военного управления, коренным образом обновляются функции старых. На оперативном уровне — пересмотрены задачи объединенных командований, реформируется система объединенного планирования, изменяется отраслевая структура военно-промышленной базы стран-членов. На тактическом — внедряются новые формы и способы ведения боевых и других действий.

Страны, входящие в НАТО, вносят изменения в свои национальные доктрины, с тем чтобы они соответствовали общей стратегии блока. Показательны в этом отношении новые военные доктрины двух главных европейских членов альянса — Великобритании и Франции, являющихся также членами «ядерного клуба».

Великобритания

«Британская военная доктрина» (1996) и вытекающий из нее документ «Основы военной политики Великобритании» (1998) носят отчетливо блоковый характер. В них учтены положения коалиционной военной стратегии НАТО и американской военной стратегии. При этом доктрина Великобритании в полной мере отвечает национальным интересам страны. В частности, использование британских вооруженных сил предусматривается не только по планам блока, но и по национальным планам в тех регионах мира, где возникнет угроза интересам Великобритании[2].

Согласно доктрине, на современном этапе военное столкновение возможно с любым государством или коалицией государств, чьи экономические, политические или территориальные претензии войдут в противоречие с британскими национальными интересами. Идеологические разногласия будут играть здесь второстепенную роль.

В связи с террористическими актами в США британская оценка рисков и угроз существенно изменилась. Теперь упор делается на борьбе с международным терроризмом. Великобритания активнее других стран НАТО поддерживает все мероприятия американской администрации по борьбе с ним. В частности, она приняла активное участие в разработке и осуществлении операции против талибов в Афганистане.

Британская военная доктрина выделяет следующие виды войн: всеобщая война, ограниченная война, региональный конфликт, гражданская война, повстанческие действия, терроризм.

Всеобщая война представляет собой глобальное вооруженное столкновение между коалициями государств, ставящее под угрозу их жизненно важные интересы, а возможно и само существование. В такой войне используются все национальные ресурсы. Она может вестись на нескольких театрах военных действий (ТВД).

Великобритания в случае возникновения угрозы жизненно важным национальным или союзническим интересам готова перейти к применению ядерного оружия на любой стадии такого конфликта как самостоятельно, так и в рамках НАТО.

Термин «ограниченная война» употребляется в британской военной доктрине применительно к вооруженному конфликту, не достигшему уровня всеобщей войны, в котором стороны не используют ядерное, биологическое и химическое оружие (ЯБХО).

Региональная война — это ограниченный конфликт, причина которого — неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев).

Британские стратеги считают, что война в регионе, где нет заморских владений Ее Величества или стратегических ресурсов, к которым может быть перекрыт доступ, вряд ли будет угрожать существованию или жизненно важным интересам Соединенного Королевства. Однако кроме прямых есть косвенные интересы, и они могут потребовать принятия военных мер по сдерживанию и разрешению конфликта.

Гражданская война и повстанческие действия на территории Великобритании в настоящее время вряд ли возможны, поэтому перейдем сразу к терроризму. Британская военная доктрина определяет его как заранее продуманное и спланированное насилие, совершаемое группами или отдельными лицами с целью повлиять на население или устранить конкретных политических и государственных деятелей.

В связи с отсутствием в настоящее время непосредственной угрозы территориальной целостности Великобритании и ее основных союзников военно-политическое руководство страны считает, что вооруженные силы должны сосредоточить усилия на подготовке к военным действиям на удаленных ТВД.

В доктрине перечислены следующие типы военных задач:

• обеспечение безопасности государства: как метрополии, так и заморских территорий;

• военное сотрудничество с целью продвижения и защиты национальных интересов Великобритании (военная дипломатия);

• поддержание мира и проведение гуманитарных операций; • участие в региональных конфликтах как в зоне, так и вне зоны ответственности НАТО;

• участие в отражении широкомасштабного нападения на Североатлантический союз.

Оперативное применение британских сил общего назначения планируется, прежде всего, в составе коалиционных группировок на Европейском театре войны, а основных сил флота — в Восточной Атлантике. Готовятся национальные ВС и к ведению операций за пределами Европы для защиты национальных или коалиционных интересов в стратегически важных районах мира. Для этого созданы объединенные силы быстрого реагирования и группировка сил, выделяемая в состав ОВС НАТО и сил реагирования Европейского союза.

Наиболее вероятными районами боевого применения национальных объединенных сил быстрого реагирования считаются Ближний Восток, Восточная Африка, Карибский бассейн и Южная Атлантика.

Военная доктрина Великобритании предполагает также применение вооруженных сил в операциях, проводимых под эгидой ООН и других международных организаций.

Франция

В военной доктрине этой страны значительное место уделяется анализу видов войн и конфликтов, к которым должны быть готовы национальные вооруженные силы. Крупномасштабная война рассматривается как маловероятная, особенно если учесть, что для подготовки к ней потенциальному противнику потребуется, по оценкам экспертов, не менее десяти лет. Наиболее вероятными считаются региональные и локальные войны, а также военно-политические кризисы, в которых французские войска могут участвовать самостоятельно (для защиты своих заморских владений или выполнения обязательств перед дружественными странами) или в составе объединенных вооруженных сил НАТО, ЕС и многонациональных коалиционных группировок.

Решения по вопросам планирования и применения национальных ядерных средств Франция оставляет за собой право принимать самостоятельно.

Согласно доктрине, национальная безопасность Франции должна обеспечиваться за счет:

• поддержания достаточного для гарантированной защиты национальных интересов количественного и качественного уровня вооруженных сил;

• укрепления авторитета страны через выполнение международных обязательств, участие в миротворческих операциях и т. п.;

• обеспечения ограниченного передового присутствия французских воинских контингентов в зонах жизненно важных интересов страны;

• повышения эффективности механизмов международной безопасности;

• противодействия распространению ЯБХО и средств его доставки, а также усиления контроля над обычными вооружениями.

ВС Франции должны быть готовы к ведению боевых действий в рамках шести сценариев: региональные конфликты, не угрожающие национальным интересам страны; региональные конфликты, затрагивающие ее жизненные интересы; конфликты, представляющие угрозу территориальной целостности страны, а также безопасности ее заморских департаментов и территорий; вмешательство в вооруженные конфликты для выполнения обязательств по двусторонним соглашениям об обороне; операции по поддержанию мира и защите международного права; крупномасштабный конфликт, обусловленный военной угрозой Западной Европе в целом «со стороны государства (коалиции), обладающего значительным арсеналом ядерных и обычных вооружений и проявляющего стремление к гегемонизму».

Крупномасштабный вооруженный конфликт между НАТО и государствами СНГ французские аналитики расценивают как маловероятный.

Основными средствами ведения военных действий в ходе регионального конфликта на Европейском театре считаются силы общего назначения. Стратегическим же ядерным силам отводится роль главного средства «устрашения и сдерживания», а также обеспечения национальных интересов. Под устрашением в данном случае понимается наличие ядерных сил, способных нанести потенциальному противнику непоправимый ущерб, делающий бессмысленным любой акт агрессии против Французской республики и ее союзников.

Термин «сдерживание» отражает принцип, которого строго придерживается Франция, — ядерное оружие предназначено не для того, чтобы выигрывать войны, а чтобы их избегать. Этот простой принцип только кажется очевидным. После падения Берлинской стены, когда стало ясно, что войны с Советским Союзом, которая неизбежно переросла бы в ядерную, не будет, Запад стал проявлять интерес к миниатюрным системам, позволяющим наносить так называемые «хирургические ядерные удары». При всех достоинствах таких систем постановка их на вооружение будет означать, что ядерное оружие из средства сдерживания переходит в разряд средств ведения боевых действий. Франция последовательно выступает против этого.

Концепция «передового присутствия», которой в военной доктрине отводится важная роль, предусматривает развертывание ограниченных французских контингентов в Африке и других заморских территориях. Главная задача этих контингентов — осуществлять вмешательство в конфликт на ранней стадии, с тем чтобы не допустить его эскалации, а также прием войск усиления из метрополии.

Продолжая опираться на стратегию сдерживания как базовую, военно-политическое руководство Франции в последнее время все большее значение придает стратегии «предупреждения и активного реагирования». Как следует из названия, суть ее в предупреждении с помощью сил общего назначения вооруженных конфликтов и их урегулирование на ранней стадии военными средствами.

Капитальный ремонт североатлантической машины

К глобальной организационно-функциональной реформе своей военной структуры НАТО приступило в 2002 году. Необходимость преобразований была продиктована следующими обстоятельствами:

• изменением характера и спектра угроз. Это и возможное изменение видов войн и вооруженных конфликтов в средне- и долгосрочной перспективах (преобладание ограниченных, локальных военных конфликтов), и возрастание активности международных террористических организаций, и рост международной преступности. Прежняя военная структура НАТО для нейтрализации этих угроз была совершенно не приспособлена;

• возникновением новых задач, связанных с урегулированием кризисных ситуаций в зоне ответственности альянса, а также за ее пределами, что раньше было прерогативой ООН. Теперь руководство альянса считает возможным проводить военные операции, а также сопутствующие действия невоенного характера и в случаях, не предусмотренных ст. 5 о коллективной обороне Североатлантического договора. Правда, в отличие от ситуаций, связанных с выполнением союзнических обязательств, сила в таких случаях будут применяться не автоматически.

В рамках операций, организуемых под руководством НАТО, войска могут проводить эвакуацию гражданского населения и сотрудников международных организаций, осуществлять поисково-спасательные работы, оказывать помощь пострадавшим во время стихийных бедствий. В случаях, требующих применения или угрозы применения военной силы, спектр операций, как по характеру, так и по масштабу, может быть очень широк: от обеспечения санкций или режима эмбарго, установленного международными организациями, до боевых действий в целях принуждения к миру. Предполагается, что операции по урегулированию кризисов вряд ли по степени напряженности будут уступать действиям в рамках коллективной обороны. Следовательно, войска к ним надо готовить: соответствующим образом обучать, оснащать и вооружать. Без реформы структуры НАТО эта задача не может быть решена;

• стремлением снизить затраты на содержание громоздких военных структур НАТО;

• политикой США, направленной на уравнивание вкладов союзников в оборонный сектор НАТО. Главная цель, которую преследовал альянс, затевая реформы, — создать структуру вооруженных сил, позволяющую быстро и без особых затрат перестраиваться под новые задачи и условия. В этом направлении НАТО продвигается весьма успешно.

Во-первых, произошли серьезные изменения в системе военного управления блока. В результате реорганизации общее число штабов сократилось с 20 до 11. В окончательном виде новая структура, переход к которой завершится в этом году, будет выглядеть следующим образом.

На стратегическом уровне — появятся два органа управления. Стратегическое командование (СК) ОВС НАТО в Европе будет преобразовано в Стратегическое командование операций (СКО), а СК ОВС НАТО на Атлантике станет базой для формирования Командования стратегических исследований (КСИ). Оно не должно иметь оперативных функций, т. е. не будет управлять войсками, а займется разработкой концепций строительства и применения ОВС альянса, исследованием форм и способов ведения военных действий в различных условиях, выработкой военно-технической политики блока.

Показательно, что штаб-квартира КСИ расположена в Норфолке (восточное побережье Америки) по соседству с Объединенным командованием единых сил ВС США, на которое возложены аналогичные задачи: концептуальная проработка стратегии реформ американских вооруженных сил, проверка теории в ходе экспериментов и учений и внедрение новшеств в практику войск.

На оперативно-стратегическом уровне — будут созданы три коалиционных органа управления: объединенные командования (ОК) «Север», «Юг» и «Запад». Первые два формируются на базе существующих региональных командований в Европе и имеют сухопутные границы. Зоны их ответственности в совокупности составляют зону ответственности Стратегического командования операций ОВС НАТО. ОК «Запад» создается на базе атлантического регионального командования «Юго-Восток». На него возложены функции по разработке планов применения объединенных военно-морских сил (ОВМС) НАТО и управлению ими в зоне Иберийской Атлантики.

Все другие командно-штабные структуры оперативно-стратегического уровня, функционирующие на Атлантике, будут упразднены, а вновь созданные подчинены СКО ОВС НАТО. В случае обострения обстановки в оперативное подчинение соответствующего стратегического командования будет передаваться командование ударного флота НАТО на Атлантике.

На оперативном уровне — видовые командования объединенных ВВС и ВМС «Север» и «Юг» будут сохранены, а субрегиональные упразднены. В результате в состав объединенных командований «Север» и «Юг» войдут по три видовых командования: объединенных сухопутных войск (ОСВ), ОВВС и ОВМС. В мирное время ОК «Запад» подчиненных видовых командований иметь не будет.

Директивные документы альянса устанавливают зоны ответственности только для коалиционных командований стратегического и оперативно-стратегического уровней. Видовые командования выполняют поставленные задачи в пределах границ соответствующих объединенных командований.

Во-вторых, упразднена громоздкая трехкомпонентная структура вооруженных сил НАТО, состоявшая из сил реагирования, главных оборонительных сил и войск усиления. Произошли серьезные изменения и в классификации вооруженных сил альянса. Теперь они различаются по степени готовности к применению, по предназначению и по подчиненности коалиционным командованиям.

По степени готовности к применению ОВС НАТО подразделяются на: • силы высокой готовности — с готовностью к применению до 90 суток; • силы пониженной готовности — с готовностью к применению от 91 до 180 суток; • силы длительного развертывания — с готовностью к применению более 365 суток.

Структурно ВС Североатлантического союза состоят из объединенных и национальных вооруженных сил. Последние могут выделяться в распоряжение соответствующих командований ОВС НАТО в соответствии с блоковым механизмом, а также соглашениями по координации и сотрудничеству, предусматривающими передачу сил и средств в соответствии с национальными возможностями и сценариями развития обстановки.

По способности к развертыванию ОВС альянса подразделяются на силы территориального и силы универсального применения.

Силы территориального применения (СТП), которые формируются преимущественно за счет национальных ВС, предназначены для решения задач коллективной обороны территории государств НАТО. Могут они привлекаться и к опе рациям по урегулированию кризисных ситуаций, вне зоны ответственности блока, если эти операции проводятся в непосредственной близости от мест постоянной дислокации СТП. В обычных условиях силы территориального применения находятся в местах постоянной дислокации — необходимости в полном их развертывании нет. При этом СТП должны сохранять способность своевременно реагировать на угрозу территориальной целостности стран — членов альянса.

Силы универсального применения (СУП) предназначены для ведения как крупномасштабных военных действий, так и операций по урегулированию кризисных ситуаций. Их основу составляют многонациональные формирования, способные в течение продолжительного времени вести активные военные действия, в том числе и на удаленных от Европы ТВД. Входящие в боевой состав СУП формирования и в мирное время сведены в единый комплект, что позволяет им быстро реагировать на угрозы безопасности альянса.

Силы универсального применения — наиболее боеготовые и мобильные в НАТО. К 2010 году в составе сухопутного компонента этих сил будет девять оперативно-тактических объединений, сформированных на базе многонациональных и национальных армейских корпусов и их органов управления. Шесть из них должны находиться в высокой степени готовности к применению, три — в пониженной.

В составе морского компонента сил универсального применения уже имеется три штаба морского базирования высокой степени готовности, способные управлять группировками сил флота альянса оперативно-тактического уровня.

Военно-воздушных сил блока реорганизация коснулась незначительно. По оценкам руководства НАТО, они в настоящее время могут, в соответствии с требованиями альянса, вести военные действия любого характера и масштаба.

Силы универсального применения будут способны вести одновременно до трех операций (две — оперативно-тактического, одна меньшего масштаба) продолжительностью до двух лет. В таких операциях с самого начала предполагается использовать силы высокой готовности, а силы пониженной готовности будут обеспечивать их плановую ротацию (контингентов сухопутных войск и ВМС — через каждые полгода, а ВВС — через три месяца).

В-третьих, осуществляя общее сокращение своих ВС, альянс на саммите в Праге (ноябрь 2002) принял (что весьма показательно) предложение США создать к 2006 году силы первоочередного задействования (СПЗ) численностью более 20 тыс. военнослужащих. Это высокомобильные формирования, состоящие из сухопутного (бригадного состава), воздушного (две-три эскадрильи боевой авиации) и морского (одна-две авианосные ударные группы) компонентов. СПЗ предназначены для решения широкого круга задач, включая операции по борьбе с терроризмом. Они позволят осуществлять глобальный контроль за военно-политической обстановкой в мире и оперативно реагировать на внезапно возникающие кризисы. Развертывание в любой точке земного шара эти силы должны осуществлять в течение 5–30 суток. Находиться они будут поочередно в подчинении объединенных командований «Север», «Юг» и «Запад» (см. схему).

Таким образом, НАТО, сокращая в ходе реформ число штабов и органов управления, параллельно создает более гибкие и эффективные объединенные оперативные формирования на многонациональной основе.

Главное внимание альянс уделяет специальным силам, десантным и авианосным ударным группам, расширению возможностей ВВС как при нанесении дальних ударов, так и при обеспечении наземных операций, усилению маневренных сухопутных соединений, способных вести наступательные действия.


[1] NATO after enlargement: New Challenges, New Missions, New Forces, Р. 47.

[2] The Fundamentals of British Maritime Doctrine, Р. 38.