Однимъ изъ живыхъ дѣлъ, которыя явились съ учрежденіемъ земства, должно признать, безъ сомнѣнія, педагогическіе съѣзды сельскихъ учителей. Какою потребностію были вызваны эти съѣзды, понять не трудно. Наша педагогія вообще сильно хромаетъ; она обращаетъ еще съ грѣхомъ пополамъ кой-какое вниманіе на методы обученія; но живые вопросы практическаго воспитанія, вопросы о томъ, какъ вести ребенка, чтобы изъ него вышелъ современемъ человѣкъ, въ ней совершенно пренебрежены. Въ школахъ все воспитаніе замѣняется полицейской дисцицлиной, не только не приспособленной къ педагогическимъ цѣлямъ, а обыкновенно даже противорѣчащей имъ. Всякій педагогъ, у котораго есть человѣческое сердце и нѣкоторое сознаніе своего призванія, разъ онъ становится лицемъ къ лицу съ живымъ матеріаломъ, ввѣреннымъ его попеченію, чувствуетъ, что тутъ ни съ звуковымъ методомъ, ни съ нагляднымъ обученіемъ ничего не подѣлаешь, что тутъ является потребность совершенно въ другихъ указаніяхъ и опытахъ, именно тѣхъ, которые игнорируетъ педагогія. Предъ вами стоитъ живое существо, и вы понимаете, что вся будущ-ность этого существа находится въ вашихъ рукахъ, что отъ васъ зависитъ дать ему хорошее направленіе на всю жизнь, или его испортить и погубить. Вамъ надобно немедленно дѣйствовать, и вы по необходи-мости начинаете искать совѣтовъ и указаній, какъ дѣйствовать, около себя, въ опытахъ лицъ, работающихъ на одной съ вами почвѣ. Потребность близкихъ и частыхъ сношеній между собою стоящихъ у дѣла педагоговъ чувствуется вездѣ, даже въ странахъ самыхъ свободныхъ, гдѣ существуетъ полный просторъ для теоретическаго разсмотрѣнія всѣхъ вопросовъ педагогіи, нестѣсняемый ревнивымъ соглядатайствомъ непризванныхъ охранителей. У насъ, гдѣ теорія необходимѣйшихъ педагогическихъ вопросовъ состоитъ подъ полнымъ запретомъ, гдѣ большая часть педагоговъ, въ особенности сельскихъ, стоитъ совершенно изолированною среди массы невѣжественнаго населенія, эти сношенія педагоговъ между собою необходимѣе, чѣмъ гдѣ-нибудь. Изъ этой настоятельной потребности возникли у насъ такъ-называемые педагогическіе курсы или съѣзды сельскихъ учителей; возникли они по иниціативѣ земства и, благодаря земству же, начали быстро распространяться. Надобно отдать честь земствамъ; они не жалѣли на это денегъ и наперерывъ другъ передъ другомъ старались залучить къ себѣ на съѣздъ какую-нибудь знаменитость изъ петербургскихъ педагоговъ. И это имѣло свою хорошую сторону: слушая петербургскую знаменитость, сельскій учитель уяснялъ для себя, на какомъ уровнѣ стоятъ верхи современной педагогической мудрости и куда они направлены, а поэтому опредѣлялъ и свое собственное значеніе и дѣлалъ оцѣнку своей дѣятельности.

«Отечественныя записки», 1875, № 3, март, Отд. II, с. 98-99