О самоубійствъ. Е. Лихачевой

Il Suicidio. Saggio di statistica morale comparata del Prof. E. Morselli Direttore del Manicomio di Macerata. Milano. 1879. (Самоубійство, опытъ сравнительной нравственной статистики. Соч. проф. Морзелли. Миланъ. 1879.)

Самоубійство въ западной Европѣ и Россіи въ связи съ развитіемъ умопомѣшательства. Н. В. Пономарева. (Сборникъ сочиненій по судебн. медицинѣ, судебн. психіатріи и пр., издаваемый медицинскимъ департаментомъ. Томъ III. 1880.)

Сочиненія по предмету столь глубоко захватывающаго интереса, какъ самоубійство, привлекаютъ къ себѣ вниманіе каждаго, даже самаго обыкновеннаго читателя. На западѣ литература его довольна обширна; у насъ въ прошломъ году появилась одна изъ немногихъ попытокъ серьезнаго изслѣдованія вопроса, и эта попытка является теперь какъ нельзя болѣе кстати.

Самоубійство усиливается съ каждымъ годомъ въ Европѣ и Америкѣ, и это усиленіе идетъ даже въ болѣе быстрой прогрессіи, нежели прогрессія населенія и смертности вообще. Россія, по разнымъ причинамъ, находится въ болѣе благопріятныхъ относительно самоубійства условіяхъ, нежели западная Европа, но и у насъ за два послѣднія десятилѣтія обнаруживается тоже прискорбное явленіе. Поэтому, изученіе его, давно начатое на западѣ, имѣетъ и для насъ большое значеніе. Къ сожалѣнію, всѣ до сихъ поръ вышедшія тамъ сочиненія о самоубійствѣ, не исключая и послѣдняго[1], самаго полнаго изъ всѣхъ, написаннаго итальянскимъ профессоромъ Морзелли[2] на премію королевскаго ломбардскаго института, сообщаютъ очень мало свѣдѣній о Россіи. Статья г. Пономарева, заглавіе которой приведено выше, восполняетъ этотъ важный для насъ пробѣлъ, и хотя авторъ ея держится другой точки зрѣнія на самоубійство, нежели Морзелли, но въ частности, его данныя о Россіи подтверждаютъ общіе выводы итальянскаго профессора.

Исходною точкою обоихъ служитъ давно уже отмѣченный статистикой фактъ, что развитіе цивилизаціи въ человѣческомъ обществѣ сопровождается развитіемъ въ немъ преступленій, сумасшествія, самоубійства и другихъ общественныхъ недуговъ. Приписывая ей такую грустную привиллегію, старые и новые ученые, разумѣется, далеки отъ мысли считать цивилизацію вредною для человѣчества; они лишь констатируютъ вытекающій изъ ихъ наблюденій фактъ, указывающій на то, что въ цивилизаціи, какъ и во всѣхъ людскихъ дѣлахъ, рядомъ съ добромъ есть и зло, рядомъ съ людьми, извлекающими изъ нея огромныя выгоды, есть люди, которымъ она приноситъ ухудшеніе ихъ жизни и гибель.

Какъ ни мало утѣшительно само по себѣ это открытіе, но признаніе самоубійства, такъ же, какъ и преступленій, сумасшествія и пр., общественнымъ недугомъ составляетъ важное для человѣчества пріобрѣтеніе, отразившееся въ болѣе гуманномъ отношеніи къ жертвамъ этихъ недуговъ. До тѣхъ поръ, въ теченіи почти цѣлыхъ 18-ти вѣковь, пока въ наукѣ царила метафизика, всѣ человѣческія дѣйствія разсматривались исключительно съ точки зрѣнія ученія о свободѣ воли. Подъ вліяніемъ этого ученія, а также разныхъ философскихъ системъ и религіи, съ которою всегда была тѣсно связана самая идея самоубійства, слагались различныя воззрѣнія на него, отражавшіяся и въ законодательствахъ разныхъ эпохъ.

«Отечественныя записки», 1881, № 7июль, Отд. II, с. 21—22



[1] Въ нынѣшнемъ году въ Вѣнѣ появилась новая книга д-ра Мазарика: Оег ЗеІЬзітогсІ аЬ зосіаІе МаззепегзсЬеіттд <Сег тосіегпеп СіѵіІізаііоп ѵоп О-г Т. С. Мазагук. Жіеп 1881; но ни по взгляду автора (главную причину самоубійства онъ видитъ въ упадкѣ религіи), ни по сообщаемымъ имъ свѣдѣніямъ сочиненіе это не представляетъ ничего выдающагося.

[2] Морзелли дѣлалъ свои наблюденія надъ 300,000 случаевъ самоубіиства, въ то время какъ предшественники его имѣли въ своемъ распоряженіи: Эскироль — всего 200 случаевъ, Кетлэ — 30,000, Лиль — 52,000, Герри — 60,000, Эттингенъ и Вагнеръ — 120,000.