Уважаемый читатель!

Работая над этим выпуском журнала, мы столкнулись с трудностями небывалыми. Никогда прежде нам не приходилось отклонять так много материалов и никогда нас так не подводили наши авторы. Отсюда, кстати, и задержка с выходом номера, в чем мы приносим глубокие извинения. Отчасти наша разборчивость объясняется тем, что, как и многие современники, мы гордо ощущаем себя профессионалами в области воспитания (слава богу, опыт у всех имеется, и немалый) и потому позволили себе привередничать больше обычного. С другой стороны, некоторым нашим потенциальным авторам не удалось изложить свои научные соображения общедоступным языком. Мы с почтением отклонили их трактаты, сами же серьезно призадумались: оказывается, специалисты уже разработали сложный и утонченный психологический инструментарий, с помощью которого можно описывать детскую психику и воздействовать на нее, но нам, простым смертным, он не дается в руки. Если так, то вот-вот уплывет из наших рук и дело воспитания детей, полностью перейдя в руки тех, кто этим инструментарием владеет. Признаемся, такая перспектива нас нисколько не радует.

Как бы то ни было, психологов среди авторов номера осталось немного, а те, что есть (так уж совпало), своей трезвой, разумной интонацией вносят покой и умиротворение в мятущуюся родительскую душу. Спасибо им за это.

Зато нет недостатка в социологах. Пусть читателя не смущает соседство двух похожих солидных социологических отчетов. Мы внимательно их прочли и пришли к выводу, что результаты, полученные разными социологическими центрами, дополняют и корректируют друг друга. Сличить их интересно и поучительно.

Всякому, кто воспитывал детей, знакомо чувство тщеты и бесплодности любых усилий, от этого никуда не денешься. А потому не так важно, удастся ли вам почерпнуть в этом номере хоть немного педагогической премудрости или вы ее там вовсе не обнаружите, — все равно мы, родители, обречены вечно метаться в замкнутом кругу нескольких простых и, увы, неразрешимых противоречий. Откуда в ребенке дурные черты, от плохого воспитания или «от генов», а если от генов, то от чьих — ваших собственных или родни вашей жены (мужа)? Как свое чадо воспитывать — как делали это наши родители или надо во что бы то ни стало держаться с веком наравне? В какую школу его отдавать — в частную и свободную, чтобы вырос белым и пушистым, или в государственную и палочную, чтобы знания «от зубов отскакивали»? Почему дети не торопятся принимать наши моральные ценности? Может, эти ценности устарели и нужны новые? Но если новые — то, право, какие же это ценности?

А может быть, нам вообще только кажется, что мы воспитываем своих детей, на самом же деле это только мираж и воспитывают их самостоятельно, без нашей помощи, природа и среда?

Наука, дай ответ! Не дает ответа. Но этот номер ведь не последний.

Может быть, кто-нибудь из наших потенциальных авторов еще напишет для нас нечто, что воспитает и детей, и взрослых, и читателей, и растерянную редакцию.

До встреч!