Как видно из таблицы 1, производительность труда в сельском хозяйстве России выше, чем в среднем на планете, но существенно отстает от соответствующего показателя США, Канады, ЕС, а также Беларуси.

Чтобы существенно повысить этот показатель, необходимо решить две взаимосвязанные задачи.

Во-первых, повысить за счет инвестиций (как государственных, так и частных) уровень технической вооруженности. Таблица 2 демонстрирует отставание в разы от передовых стран по этому показателю, а также по масштабам применения минеральных удобрений.

 

Таблица 1. Доля сельского хозяйства в ВВП и добавленная стоимость на одного занятого в сельском хозяйстве в постоянных ценах 2000 года, долл. США

 

Страна, регион

Доля в ВВП, 2009, %

2008

2009

Мир

2,9

1 070,0

998,0

Россия

4,7

2 950,0

3 030,0

Беларусь

9,6

4910,0

5 180,0

Украина

8,2

2 390,0

2 460,0

Казахстан

6,4

1 770,0

2 030,0

Европейский союз

1,5

16 200,0

17 900,0

США

1,2

46 100,0

49 500,0

Канада

1,6

48 700,0

44 800,0

 

Источник: ФАОСТАТ-2012.

 

Таблица 2. Использование в сельском хозяйстве России и зарубежных стран минеральных удобрений и сельскохозяйственной техники, 2009 год

 

Страна, регион

Внесение минеральных удобрений

Количество на 100 га, штук

 

на 1 га, кг

тракторов

комбайнов

Россия

23

7,2

1,9

Германия

181

108,0

12,0

Канада

47

38,6

4,3

Великобритания

239

126,6

11,4

США

109

70,8

5,6

 

Источник: Росстат.

 

Таблица 3. Торговля России технологиями в области сельского хозяйства с зарубежными странами

 

Годы

Экспорт

Импорт

 

Число соглашений, ед.

Стоимость предмета соглашений, млн руб.

Число соглашений, ед.

Стоимость предмета соглашений, млн руб.

2006

-

-

2

4 062,8

2007

-

-

5

3 475,1

2008

1

4,9

9

144,1

2009

-

-

4

107,8

2010

-

-

9

127,7

Итого

1

4,9

29

7 917,5

 

Источник: Росстат.

 

Таблица 4. Объемы финансирования Россельхозакадемии, млн руб.

 

Показатели

Годы

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Общий объем финансирования

6 567

8 908

10 613

12 595

11 861

13 347

в том числе: средства федерального бюджета

3 227

4 184

5 137

7 342

6 470

7 427

от приносящей доход деятельности

2 785

3 972

4 492

4 278

4 406

4 930

от сдачи имущества

 

 

 

 

 

 

в аренду

555

752

983

975

985

990

Средства внебюджетных источников на 1 рубль средств федерального бюджета и доходов от аренды, руб.

0,74

0,80

0,73

0,51

0,59

0,59

 

Таблица 5. Объем бюджетных ассигнований подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в рамках Государственной программы на 2013—2020 годы

 

Наименование мероприятий

Объем ресурсного обеспечения инновационного развития АПК, млн руб.

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Итого

Обновление парка сельскохозяйственной техники

2 000

2 000

2 000

2 000

2 000

2 000

2 000

2 000

16 000

Реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе

0

0

810

849, 7

890, 5

932, 3

973, 3

1 014,2

5 470, 0

Развитие биоэнергетики и биотехнологии

0

0

500

314, 7

329, 8

345, 3

360, 5

375, 6

2 225, 9

 

В России низкие темпы внедрения инноваций. Мы их в основном заимствуем (табл. 3).

Импорт сельскохозяйственных технологий в Россию значительно превосходит экспорт. За период 2006—2010 годов в сельском хозяйстве заключено 29 соглашений по закупке заграничных технологий на сумму около 7,9 млрд руб. и всего одно соглашение на продажу на сумму 4,9 млн руб. И это несмотря на то, что институты Россельхозакадемии продают значительный объем научно-технической продукции (строка «от приносящей доход деятельности» в табл. 4).

Более того, из таблицы видно, что в расчете на рубль федеральных денег и доходов от аренды федерального имущества привлечение средств из внебюджетных источников на финансирование научных разработок снизилось.

Старые формы (хозяйственные договоры с бизнесом и система опытных хозяйств — унитарных предприятий) не обеспечивают притока в инновационную сферу инвестиций частных компаний. Создание современной системы внедрения результатов НИР и повышение спроса на инновации со стороны бизнеса — главная задача сегодняшнего дня.

В Госпрограмме на 2012—2020 годы на эти цели будет выделено 7,7 млрд руб. (см. табл. 5), в том числе:

  • на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе на базе государственно-частного партнерства 5,5 млрд руб.;
  • на развитие биоэнергетики и биотехнологии (субсидии на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов) 2,2 млрд руб.

Справка подготовлена на основе доклада «Механизмы инновационного развития АПК России», прочитанного директором департамента научно-технологической политики Минсельхоза Василием Нечаевым на конференции «Механизмы инновационного развития АПК России» (Москва, 12 октября 2012 г.)