Послѣ попытки Гентьенса, старавшагося оскорбить Ваддингтона напоминаніемъ, что большая часть реформъ, предлагаемыхъ имъ нынѣ, составляла предположенія Дюрюи, министръ народнаго просвѣщенія началъ свою рѣчь тѣмъ, что отдалъ должную похвалу своему предшественнику имперіалисту за основательность его взглядовъ и сказалъ при этомъ: «Если его дѣло приходится начинать сначала, то кто же виною этого, какъ не имперія, помѣшавшая его осуществленію?.. Первое правительство окончательной республики считаетъ за честь ознаменовать свое вступленіе на арену дѣятельности предложеніемъ общей реформы, имѣющей цѣлью широкое распространеніе образованія и повсюдное поднятіе уровня знаній, чтобы поставить Францію на первое мѣсто среди образованныхъ націй, на каковомъ пути онъ, министръ, и надѣется встрѣтить поддержку и сочувствіе палаты депутатовъ».

— Да, да, отвѣчаютъ ему на это сотни голосовъ, и энтузіазмъ становится громаднымъ, когда съ трибуны слышится слѣдующее заявленіе: «Правительство — говорю я это отъ имени всѣхъ моихъ товарищей такъ же, какъ и отъ имени президента республики — не затруднилось признать принципъ обязательности въ дѣлѣ первоначальнаго образованія».

Объяснивъ потомъ, какъ значительно станетъ увеличиваться число школъ, какъ учителя появятся даже въ самыхъ бѣдныхъ хижинахъ, какъ образованіе сдѣлается доступнымъ каждому, а обязательность его будетъ импонирована мѣрами взысканій, министръ представляетъ перечень средствъ, которыя уже употребляются или будутъ введены въ употребленіе при среднемъ и высшемъ образованіи, которымъ угрожаетъ клерикальная конкуренція. Правые молчатъ, а лѣвые производятъ спокойному оратору одну изъ такихъ овацій, какихъ обыкновенно удостоиваются только самые горячіе изъ трибуновъ оппозиціи.

Бюджетъ народнаго просвѣщенія послѣ своего увеличенія, достигнутаго стараніями министра Дюрюи, дошелъ въ 1870-мъ году едва до 24-хъ милліоновъ франковъ; до этого же времени онъ былъ на половину менѣе бюджета вѣроисповѣданій. Теперь же, хотя бюджетъ вѣроисповѣданій и представляетъ собою все еще цифру около 50 милліоновъ, такъ какъ сенатъ сдѣлалъ невозможной какую бы то ни было реформу въ религіозныхъ дѣлахъ, но зато, по крайней мѣрѣ, и бюджетъ по просвѣщенію достигнулъ почти того же уровня. Правительство просило 43 милліона, комиссія назначила нѣсколько болѣе 49-ти милліоновъ. Впродолженіи четырехъ засѣданій по этому поводу, палата представляла собой не часто повторящееся парламентское зрѣлище: демократическое и либеральное большинство предлагало министру большія суммы, чѣмъ онъ рѣшался принять изъ боязни стѣснить этимъ потребности своихъ товарищей и нарушить общее равновѣсіе. Всѣ многочисленныя поправки, предлагавшіяся депутатами, были въ пользу увеличенія бюджета, и министръ вынужденъ былъ отказываться отъ нѣкоторыхъ изъ нихъ чуть не со слезами на глазахъ. Нечего и говорить, что ни одна изъ реакціонныхъ поправокъ не могла пройти.

Принципъ дароваго обязательнаго образованія, разумѣется, прошелъ вполнѣ, но необходимый для осуществленія на практикѣ этой системы кредитъ въ 900 тысячъ франковъ не могъ быть открытъ, хотя цифра эта и неособенно велика, принявъ во вниманіе, что во Франціи еще болѣе милліона дѣтей, не поступающихъ въ школы. Важно, однакоже, уже и то, что на пособія наиболѣе бѣднымъ общинамъ, для веденія школьнаго дѣла, ассигновано по 5,000 франковъ. Хотя такія суммы и не особенно велики, но одно уже введеніе подобной строки, появляющейся первый разъ въ бюджетѣ, значительно важно; цифра измѣнится и увеличится, а желательная рубрика останется навсегда. Вообще споры произошли только по поводу теологическихъ факультетовъ, изъ которыхъ два въ Руанѣ и въ Э уничтожены, а третій въ Бордо былъ клерикалами отстоянъ, благодаря письму кардинала Доннэ, согласившемуся, чтобы въ департаментѣ Жиронды не основывалось новыхъ католическихъ университетовъ, если бордоскій теологическій факультетъ останется. Авторъ знаменитаго доклада объ отношеніи церкви къ государству, Гишаръ, напомнилъ палатѣ, что прежніе и новые законы, дѣлающіе обязательнымъ для школъ преподаваніе галликанскаго ученія, открыто нарушаются профессорами теологіи и что въ нѣкоторыхъ семинаріяхъ, какъ, напримѣръ, въ Пеатьу, правильно организована система преподаванія ультрамонтанской доктрины. Министръ исповѣданій Дюфоръ еще разъ отстранился отъ заявленія, что онъ съумѣетъ заставить клерикаловъ точно исполнять законы, и ограничился только тѣмъ, что высказалъ, что, по его мнѣнію, католицизмъ въ смыслѣ науки, точно такъ же, какъ и вообще христіанское ученіе и юдаизмъ, должны быть преподаваемы съ особою тщательностью, какъ религіи, связанныя съ началами всей современной цивилизаціи.

Свободные мыслители заявили съ своей стороны, черезъ посредство Таландье, что они отказываются отъ всякихъ преній по религіознымъ вопросамъ до того времени, какъ будетъ обсуждаться вопросъ объ отдѣленіи церкви отъ государства при разсмотрѣніи статей бюджета по расходамъ вѣдомства вѣроисповѣданія. Но когда дѣло дошло до уничтоженія вообще теологическихъ факультетовъ, то за него оказалось только 64 голоса, уменьшеніе же числа ихъ прошло при большинствѣ 285 голосовъ противъ 162.

«Отечественныя записки», 1876, № 9 сентябрь, Отд. II, с. 39—40