Въ принципѣ связь между дѣятельностью школы и дѣятельностью церкви полная, но на самомъ дѣлѣ она проявляется чрезвычайно слабо. Причина этого кроется въ отношеніи духовенства къ сельской школѣ, отношеніи, надо сознаться, далеко неудовлетворительномъ. Дѣло въ томъ, что сельское духовенство получило ужь черезъчуръ спеціальное образованіе; все его вниманіе сосредоточено только на церковныхъ службахъ и обрядахъ, все неотносящееся къ священнической спеціальности совершенно игнорируется, а поэтому скоро и забывается. Семинаристъ, кончивъ курсъ, переселяется въ село женатымъ и прямо принимается за крестьянское хозяйство; о научныхъ занятіяхъ, о чтеніи не можетъ быть и рѣчи. Окружающая среда не можетъ натолкнуть его на интеллектуальный трудъ, а напротивъ, полоняетъ его и влечетъ по слѣдамъ тѣхъ интересовъ, которые преслѣдуетъ сама; подъ ея вліяніемъ онъ дѣлается только работникомъ, получающимъ за свой трудъ опредѣленный доходъ. Вслѣдствіе всего этого сельскій священникъ скоро забываетъ все, не исключая теоретическаго богословія; его уровень понижается даже сравнительно съ тѣмъ, на которомъ стоялъ онъ по выходѣ изъ семинаріи. А между тѣмъ онъ крѣпко держится своихъ сословныхъ традицій, возводитъ на пьедесталъ величіе своего сана.

Наше сельское духовенство боится школы, въ особенности же школы съ высшимъ элементарнымъ курсомъ. И въ оправданіе приводится то, что школа подрываетъ авторитетъ религіи, какъ будто священники, они же и преподаватели Закона Божія въ той же школѣ, не могутъ предотвратить ложное направленіе.

Второю причиною недовольства школою нужно принять то, что священники легально не имѣютъ власти надъ школой, тогда какъ старосты и т. п. имѣютъ ее. Священнику мало быть законоучителемъ, ему хочется быть хозяиномъ, контролеромъ, и это тѣмъ болѣе, по его мнѣнію, прилично, что онъ одинъ «интеллигентное» лицо въ селѣ. Третья причина заключается въ самой постановкѣ новой школы; «многіе священники и теперь еще не понимаютъ, какъ это новая школа обходится безъ складовъ, безъ часослова и псалтыря». Духовенство хочетъ, чтобы все обученіе крестьянскихъ дѣтей вертѣлось около религіи, кое-какого чтенія и письма, и ариѳметики, что же касается другихъ наукъ, то оно относится къ нимъ прямо враждебно, несмотря даже на то, что другія знанія сообщаются дѣтямъ лишь настолько, насколько они записаны въ христоматіяхъ. Одинъ очень образованный священникъ, присутствуя на экзаменѣ естественной исторіи и физики, былъ очень недоволенъ тѣмъ, что дѣти изучаютъ физику. «Того нельзя объяснять, что не объяснено въ библіи», сказалъ онъ во время конференціи.

«Отечественныя записки», 1884, № 4 апрель, Отд. II, с. 151—152