Систематическое профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался «поденный корм» и в обязанности которых входило «спрашивать уроки у товарищей».

После революции в России среднее профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой системы индустриально-технического образования». Техникумы стали готовить специалистов на базе семилетний школы,40–50процентов учебных часов отводилось на практическое обучение. Многие техникумы были реорганизованы в отраслевые. Управление средним профобразованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию потребовали привлечения квалифицированных специалистов и перестройки образования.

В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент учащихся которых к 1941 году составил 800 тысяч человек. Стимулом для начала разработки группы проблем — в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период —послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В этот период были разработаны стабильные учебные планы.

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.

В 60-е годы в период развертывания технологического этапа развития научно-технической базы учебных заведений возрос контингент обучающихся, что было связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных специалистах.

В 1961/1962 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 миллиона человек. Поскольку ряд отраслей народного хозяйства стал нуждаться в квалифицированных кадрах, было открыто более 30 новых направлений их подготовки. К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны (более чем 500 специальностей).

В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессиональных учебных заведений, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена более чем 280 специальностей. Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях, составляет 2147 тысяч человек.