Уважаемые читатели,

Вы держите в руках «второй том» нашего журнала, посвященный проблемам образования и реформы школы. Мы решили отдать под эту тему два номера. Вопрос о целеполагании образования оказался таким животрепещущим и нам так хотелось дать высказаться всем нашим авторам, что мы решили не ограничиваться январским номером, а продолжить обсуждение в следующей, февральской книжке «ОЗ».

В январе мы напечатали статью декана факультета социологии Московской школы социальных и экономических наук Александра Филиппова «Утопия образования» о взаимоотношениях и взаимообусловленности образовательных и социальных институтов и текст ректора РГГУ Юрия Афанасьева «Образовательная антиутопия», в котором анализируются разные подходы к реформе образования, рассматривается новая университетская образовательная модель и, что особенно интересно, ее практические формы. В том же номере вы, возможно, уже прочитали статью Виталия Куренного «Философия и образование», очерк об образовании в императорской России Ольги Эдельман.

В январском же номере мы опубликовали подборку текстов о технических и административных аспектах реформы образования— «Реформа образования: причины и цели» ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова и «Высшее образование в России: вертикальная мобильность и социальная защита» социолога ОксаныБочаровой. А в рубрике «Публикация» — переведенную специально для «ОЗ» статью американского философа Джона Сёрла «Политика и гуманитарное образование». Тематический блок был дополнен очерком профессора Марины Быковой «Мифы и реальность американского образования» и статьей Александра Солдатова о том, к чему может привести введение предмета «Теология» в высшей школе.

Теперь у вас есть возможность вновь обратиться к теме образования и вместе с нашими авторами задаться вопросом, какое оно и каким должно быть.

Кроме того, в январском номере «ОЗ» мы опубликовали несколько статей о готовящейся реформе правописания русского языка. Редакция получила много откликов от специалистов и решила продолжить полемику в этом номере.