Офшорными зонами принято называть территории (целые государства или их отдельные части), в которых действует льготный порядок налогообложения. В большинстве случаев компании, зарегистрированные в офшорных зонах, вовсе освобождаются от налогов, уплачивая лишь символические пошлины и взносы.

Как правило, компании в офшорных зонах регистрируются теми предпринимателями, которые являются резидентами, т. е. постоянно проживают на территории государств с достаточно высоким уровнем налогов. Перевод капитала в офшорную зону является законным способом минимизации налогового бремени. Выбор той или иной офшорной зоны обусловлен особенностями бизнеса, поскольку офшорные зоны различаются по степени политической стабильности, по налоговому режиму, инфраструктуре, уровню банковских услуг, степени юридической защиты информации о деятельности компаний; в различных офшорных зонах существуют разного рода ограничения на отдельные виды деятельности. Разнятся в офшорных зонах и стоимость регистрации компании, услуг местного персонала, ежегодные пошлины, взимаемые властями.

Прообраз современных офшорных зон возник в античной Греции – после введения Афинами налога на экспорт и импорт соседние острова Эгейского моря превратились в центры беспошлинной торговли и своеобразные склады контрабанды. В позднее Средневековье центром торговли в Европе стала Фландрия, где были весьма незначительные налоги.

Своим превращением в финансовый центр мира Швейцария обязана закону, принятому в XVIII веке Городским советом кантона Женева. Согласно этому акту, банкирам запрещалось в любой форме разглашать коммерческую тайну, связанную с состоянием банковских счетов их клиентов. В 1934 году Швейцария приняла подобный закон на общегосударственном уровне, что превратило ее в своеобразный банковский офшор, на территории которого не действуют некоторые общемировые нормы контроля за капиталом. В последние десятилетия примеру Швейцарии последовал ряд государств, для которых банковский бизнес представляется потенциально основным источником дохода (это, в частности, Барбадос, Багамские острова, Каймановы острова и др.).

Содружество Багамских островов, расположенное в Атлантическом океане недалеко от западного берега Флориды, обрело независимость в 1973 году. Население государства достигает 250 тысяч человек. Особый налоговый климат на Багамах сформировался еще во время британской колонизации, и после обретения суверенитета он лишь укрепился. Политическая обстановка на Багамах характеризуется большой степенью стабильности, поскольку Британский королевский флот гарантирует бывшей колонии империи защиту от любой внешней опасности. Достаточно стабильным является и экономическое положение страны — средний доход на душу населения составляет $9 000 в год.

Как офшорная зона Багамские острова известны своими нулевыми налогами— в этой стране нет корпоративных и личных подоходных налогов, налогов на имущество и разного рода сделки с ним, на прирост капитала и добавленную стоимость. Компаниям и частным лицам, не имеющим на Багамах статуса резидентов, для ведения бизнеса в иностранной валюте необходимо формальное разрешение местного Центрального банка. Государственный бюджет пополняется лишь за счет двух налогов — за регистрацию компании и за таможенные процедуры. Величина первого из этих двух налогов является фиксированной — она составляет $865. Особенностями финансового климата на Багамах является практически полная секретность банковской информации и отсутствие каких-либо наказаний для владельцев офшорных компаний за уклонение от налогов в других странах. В связи с этим Багамские острова не вступают в какие-либо соглашения с иностранными государствами о раскрытии финансовой информации. Единственное исключение составляет договор с США о взаимопомощи в борьбе с наркоторговлей.

В силу своего географического положения офшорная зона Багамских островов обслуживает в основном американский бизнес. В стране зарегистрирован 391 банк и трастовая компания. Объем финансового рынка Багамских островов достигает восьми триллионов долларов США. В рейтинге мировых финансовых центров Багамские острова занимают пятое место после Лондона, Нью-Йорка, Каймановых островов и Британских Виргинских островов.

Британские Виргинское острова расположены в Карибском бассейне недалеко от американского Пуэрто-Рико. Общая численность населения колонии составляет 11 тысяч человек. Колония характеризуется политической стабильностью и фактической внутренней независимостью от Великобритании, которая отвечает лишь за оборону и судопроизводство на островах. Финансовую политику осуществляет местное правительство, действующее на основании Конституции 1976 года; в качестве платежного средства используется доллар США, причем валютный контроль полностью отсутствует.

Банки и компании, зарегистрированные на Виргинских островах, не облагаются налогами, однако они должны пройти достаточно сложную процедуру лицензирования. На островах нет специального закона о банковской секретности. Однако сумма пошлины за регистрацию компании на Виргинских островах ниже, чем в других офшорных зонах. Физические лица на островах облагаются подоходным налогом, но международные бизнес-компании от этого налога освобождены, они лишь уплачивают ежегодный взнос, который для компаний с уставным капиталом свыше $50000 составляет всего $1000.

Островное государство Вануату расположено в южной части Тихого океана между Фиджи и французской Новой Каледонией. В стране, получившей независимость в 1980 году, проживает около 130 тысяч человек, преимущественно малазийцы.

Бизнес в Вануату можно вести в любой валюте, причем правительство не осуществляет ни валютного контроля, ни каких-либо аудиторских проверок. За разглашение финансовой информации законы страны предусматривают уголовное наказание. В настоящее время в Вануату зарегистрировано около тысячи офшорных компаний; пошлина за регистрацию компании составляет примерно $2000. Особенностью финансового законодательства страны является требование рекомендательного письма от известного правительству банка или юридической компании, в котором должна содержаться положительная характеристика владельца вновь учреждаемой компании.

Принадлежащий Великобритании Гибралтар, являющийся последней колонией в Европе, расположен на небольшом полуострове на южной оконечности Испании. Гибралтарская скала служит естественным рубежом между Средиземным морем и Атлантическим океаном. Население Гибралтара достигает 30 тысяч человек.

Будучи членом Европейского сообщества, Гибралтар обладает в нем особым статусом, позволяющим иметь льготное таможенное налогообложение, а также не взимать налог на добавленную стоимость. В качестве платежного средства в Гибралтаре используется английский фунт стерлингов, однако валютный контроль отсутствует и в последнее время широкое распространение получили евро. Гибралтарское законодательство различает частные и публичные компании, учредителями которых могут быть только местные адвокаты, а акционерами— граждане других стран. Частная компания освобождается от необходимости представлять властям ежегодные отчеты. Не облагается налогами доход зарегистрированных в Гибралтаре трастовых компаний, получаемый иностранным частным лицом.

Для компаний, не являющихся трастовыми, в Гибралтаре предусмотрено два уровня налогообложения. Обычная компания, которая используется для ведения местного бизнеса, платит подоходный налог по ставке 35 процентов. Освобожденная компания, имеющая значительные налоговые льготы, может вести свой бизнес в любой стране мира, но только не на территории Гибралтара.

Остров Мэн, расположенный на полпути между Великобританией и Ирландией, не обладает полной независимостью, но является самоуправляемой территорией в составе британского Содружества. По уровню политической стабильности он выгодно отличается даже от тех офшорных зон, которые считаются достаточно стабильными. Остров имеет хорошее транспортное сообщение с крупнейшими странами мира и современные системы связи. Официальная валюта — английский фунт стерлингов.

Мэн является крупнейшим финансовым центром Европы, что связано, во-первых, с полной конфиденциальностью банковской информации на острове, а во-вторых, с его удобным географическим положением. Подоходный налог на острове Мэн составляет 15–20 процентов, налог на добавленную стоимость взимается таможенным и акцизным управлениями, а остальных налогов — на перевод капитала, на имущество, на наследство, на прибыль и на подарки — не существует.

На острове действует три типа компаний: резидентные (платят подоходный налог со скидками и специализируются на операциях с недвижимостью в Великобритании, где за такие операции, помимо подоходного, взимается еще один крупный налог); освобожденные от налога (принадлежат нерезидентам, полностью освобождаются от налогов, уплачивая лишь ежегодную пошлину в размере 250 фунтов); нерезидентные (могут не иметь собственных сотрудников на острове, уплачивают ежегодную пошлину в размере 450 фунтов).

Своего рода «переходной» офшорной зоной является Ирландская республика, которая входит в Европейское сообщество. Зарегистрированные на территории страны компании должны иметь как минимум двух акционеров, двух директоров, офис и секретаря. Ирландские резидентные компании, принадлежащие лицам, постоянно проживающим в стране, уплачивают подоходный налог по прогрессивной шкале (в среднем — 40 процентов). Нерезидентные компании, полностью принадлежащие иностранцам, освобождаются от налогов при условии, что они не будут вести бизнес на территории Ирландии. Такие компании не вносятся в открытые реестры и действуют в достаточной степени конфиденциально.

Крупнейшей офшорной зоной в Юго-Восточной Азии является Сингапур— город-государство на оконечности Малазийского полуострова с населением2,6 миллиона человек. Жители Сингапура, обретшего независимость в 1965 году, получают самый высокий в Азии среднедушевой доход, в стране хорошо развита инфраструктура бизнеса. Политический климат в стране стабилен — с 1965 года у власти неизменно находится Народная партия, руководство которой придерживается политики неприсоединения и развития свободной торговли.

Доход иностранного происхождения не облагается в Сингапуре налогами до тех пор, пока он не переведен в страну. В Сингапуре нет налогов на прирост капитала, на добавленную стоимость и налога с продаж. Валютное регулирование отменено— в стране нет ограничений на ввоз и вывоз валюты. Крупнейшей биржей страны является «Сингапурский международный валютный обмен», которые имеет прочные связи с Оптовой биржей в Чикаго.

Офшорные компании, зарегистрированные в Сингапуре, облагаются лишь налогом с чистой прибыли, полученной на территории страны (размер налога—30 процентов). Наиболее благоприятный налоговый режим имеют освобожденные частные компании, которые принадлежат менее чем 20 лицам и запрещают свободную продажу своих акций (аналог российских закрытых акционерных обществ). Сингапурская офшорная зона характеризуется высоким уровнем развития страхового бизнеса.

Гонконг, формально находящийся в юрисдикции Китая, фактически является самостоятельной территорией со своей валютой — гонконгским долларом. В городе не существует валютного регулирования, а местное законодательство гарантирует строгую конфиденциальность всех финансовых операций.

Как и в большинстве других офшорных зон, подоходным налогом в Гонконге облагаются только те доходы, которые получены на территории города. Таким образом, нерезидентные компании, занимающиеся бизнесом за пределами Гонконга, полностью освобождены от налогов. Ежегодный взнос этих компаний «за регистрацию бизнеса» составляет 1150 гонконгских долларов. Секретарь компании обязан подавать в Управление налоговых сборов ежегодный годовой отчет.

Острова Тюркс и Кайкос, принадлежащие Великобритании, расположены недалеко от Флориды, к юго-востоку от Багамских островов. Местное население составляет несколько тысяч человек. Основной валютой островов является американский доллар.

В последнее время постоянно возрастает популярность этих островов как перспективной офшорной зоны. На Тюрксе и Кайкосе отсутствует валютное регулирование, территория не имеет налоговых договоров с другими странами, а местные власти жестко следят за неразглашением финансовой тайны. Отличительной особенностью правового режима островов является либеральный подход к вопросу о происхождении капитала — компании не обязаны сообщать властям об изменениях в составе своих акционеров и директоров, могут не указывать на бланках свой адрес, их ежегодный отчет состоит из справки о продолжении деятельности. Ежегодная пошлина компании, вне зависимости от объема их капиталов, составляет $300. Никаких иных видов налогов для офшорных компаний на островах не существует.

Британские острова Гернси и Джерси, расположенные у северо-западного побережья Франции, являются неотъемлемой частью Великобритании, однако на их территории действует особый налоговый режим. Все компании, зарегистрированные на островах, но осуществляющие свою деятельность за их пределами, освобождаются от всех налогов и уплачивают лишь ежегодную пошлину в размере 500 фунтов стерлингов. Непременным условием освобождения от налогов является согласие компании удовлетворить любой запрос властей относительно владений и доходов компании внутри островов.

В Республике Панама, расположенной в Центральной Америке, существует полная свобода перемещения капиталов при отсутствии какого-либо валютного контроля. Как и в других офшорных зонах, от налогов освобождаются компании, извлекающие прибыль из деятельности за пределами Панамы.

Либерия, находящаяся на западном берегу Африки, освобождает от налогов зарегистрированные на своей территории компании при двух условиях: 50 процентов акций принадлежат нелиберийцам, весь доход извлекается из деятельности за пределами страны. Особенности местного законодательства позволяют заниматься бизнесом совершенно анонимно.

Остров Невис, входящий в состав суверенной Федерации Сент-Китс и Невис, расположенной в Карибском бассейне, специализируется на услугах для международного корпоративного сообщества. На острове, как и в других офшорных зонах, не облагаются налогами доходы местных компаний, полученные за пределами острова; отсутствует корпоративная отчетность; акции могут быть зарегистрированы на предъявителя и иметь денежный эквивалент в любой валюте; акционеры и директора компаний могут работать без собраний, принимать решения и давать доверенности даже по телефону; документы компании, зарегистрированной на Невисе, и ее главный офис могут находиться в любой стране мира.

Офшорным оазисом на территории США является штат Делавер, который полностью освобождает от уплаты местных налогов компании, зарегистрированные в штате, но занимающиеся бизнесом за его пределами. Такие компании уплачивают налог в размере одного процента от своего уставного капитала, который может быть и нулевым. В Делавере существует особый коммерческий суд— Суд совести, который защищает финансовые интересы компаний.

Помимо перечисленных, к офшорным юрисдикциям также относят некоторые кантоны Швейцарии, Кипр, Западное Самоа, Люксембург, Новые Антильские острова, Каймановы острова, острова Кука, Нормандские острова, Лихтенштейн, Бермудские острова, Андорру, Антигуа и Барбуда, Бахрейн, Белиз, Бруней, Науру и др.

Офшорный бизнес на протяжении последнего десятилетия был особенно привлекательным для российских предпринимателей. Первой на российском рынке фирмой, занимающейся регистрацией офшорных компаний, стала швейцарская Riggs Walmet Group, открывшая свой российский филиал 29 апреля 1991 года. Пакет услуг по регистрации офшорной компании для российских клиентов эта фирма первоначально оценивала в $4 800. В настоящее время офшорную компанию в России в среднем можно открыть за $500.

Российские бизнесмены активно используют офшорные компании для международных инвестиций — при каждой отечественной финансово-промышленной группе существует значительное число дочерних офшорных фирм, которые проводят сложные коммерческие сделки, как правило, связанные с ценными бумагами.

Офшорный бизнес в России стимулируют высокие налоги внутри страны, неблагоприятный инвестиционный климат, высокие коммерческие риски, финансовая нестабильность, криминализация экономики и системы государственного управления, которые неизбежно приводят к вывозу капитала. Притчей во языцех стало использование офшорных фирм для «отмывания» доходов, полученных преступным путем. Наиболее активно российскими предпринимателями осваивается офшорная зона на Кипре, куда ежемесячно переводится из России около одного миллиарда долларов США. На Кипре зарегистрировано более двух тысяч де-факто российских компаний.

Российское законодательство детально регламентирует офшорный бизнес. В законе «О валютном регулировании и валютном контроле» этот бизнес отнесен к числу операций, связанных с движением капитала и регламентируемых Центральным банком. Центробанк лицензирует такую деятельность, требуя от соответствующих фирм подробных отчетов о движении их капиталов. Помимо Центрального банка, за деятельностью офшорных фирм, имеющих российских учредителей, наблюдают также Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет и недавно созданное Федеральное агентство по финансовому мониторингу. Российские власти пытаются контролировать офшорный бизнес и иными способами: например, запрашивают у соответствующих зарубежных банков данные о российских предпринимателях, размещающих в них свои счета. Центральный банк серьезно ограничил возможность российских банков сотрудничать с офшорными компаниями (составлен даже особый «черный список» офшорных зон, в который вошли 48 территорий). Однако российские бизнесмены постоянно придумывают новые схемы поэтапного перевода денег в офшорные зоны.