Акт, заложивший основы советской судебной системы, — это Декрет СНК
от 22 ноября (5 декабря) 1917 года «О суде» ‹ 1. Вместо мировых судей
учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи
и двух заседателей, которые должны были избираться непосредственно населением,
но на протяжении 20 лет выборы осуществлялись соответствующими Советами.
Компетенция местных судов была ограничена: по гражданским делам с суммой
иска до трех тысяч рублей, по уголовным — наказанием не свыше двух лет
лишения свободы.

Был только кассационный порядок обжалования приговоров и решений судов.
Кассационными инстанциями являлись уездные и столичные съезды местных
судей. Местным судам при вынесении решений и приговоров временно разрешалось
руководствоваться законами свергнутых правительств, если они не отменены
революцией и не противоречат революционной совести и революционному
правосознанию. Предварительное следствие возлагалось на местных судей.
Обвинителем или защитником по уголовным делам (поверенным— по гражданским
делам) мог выступать любой гражданин, пользующийся политическими правами.

Далее последовал Декрет ВЦИК и СНК от 15 февраля 1918 года «О суде»
‹ 2. Для рассмотрения по первой инстанции дел, превышавших подсудность
местных судов, учреждались окружные народные суды, которые избирались
городскими и уездными Советами. Рассмотрение гражданских дел осуществлялось
в составе трех постоянных судей и четырех народных заседателей, уголовные
дела разрешались в составе12 народных заседателей под председательством
одного из постоянных судей. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения
окружных судов образовывались областные суды. Для производства предварительного
следствия учреждались специальные следственные комиссии в составе трех
человек, избиравшихся Советами. Следствие велось коллегиально. При Советах
также создавались коллегии правозаступников, члены которых могли выступать
в суде в качестве обвинителей или защитников.

Декрет СНК от 13 июля 1918 года «О суде» ‹ 3 разрешил местным судам
рассматривать гражданские дела по искам до 10 тысяч рублей и уголовные
дела, по которым допускалось максимальное наказание в виде лишения свободы
сроком на пять лет.

Положение о народном суде РСФСР было утверждено 30 ноября 1918 года;
устранив прежнюю судебную систему, оно учредило единый районный суд.
К его подсудности были отнесены все гражданские и уголовные дела, за
исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для советской
власти преступлениях. При рассмотрении дел районный народный суд должен
был применять только декреты Советской власти, а в случае их отсутствия
руководствоваться социалистическим правосознанием.

Суд в составе: а) одного постоянного судьи рассматривал споры о расторжении
брака и дела в порядке бесспорного производства; б) постоянного судьи
и шести народных заседателей — дела о наиболее опасных преступлениях;
в)постоянного судьи и двух народных заседателей — все гражданские и
остальные уголовные дела.

Суд имел право по своему убеждению определять меру наказания и был
свободен в оценке доказательств. Приговоры и решения районных народных
судов могли быть пересмотрены в кассационном порядке Советом народных
судей, созывавшимся в каждой губернии. Срок подачи кассационной жалобы
устанавливался в один месяц со дня объявления приговора. При уездных
и губернских Советах учреждались коллегии защитников, обвинителей и
представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегий избирались
соответствующими Советами и были на положении государственных служащих.
Производство предварительного следствия по уголовным делам, рассматриваемым
судом с участием шести народных заседателей, возлагалось на уездные
и городские следственные комиссии, члены которых избирались городским
Советом или уездным исполкомом. По остальным делам суд мог ограничиваться
дознанием, произведенным милицией, или поручить производство следствия
постоянному судье.

Новое Положение о народном суде ВЦИК утвердил 21 октября 1920 года.
Судьи, избранные уездными и городскими Советами, утверждались в должности
вышестоящими исполкомами. Коллегиальный порядок ведения следствия упразднялся.
Народные следователи учреждались при городских и уездных Советах народных
судей, а по важнейшим делам — при губернских советах юстиции и Наркомюсте.
Коллегии защитников и обвинителей были ликвидированы. Для осуществления
их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов,
списки которых имелись в местных исполкомах.

Декрет «О суде» ‹ 1 учредил революционные трибуналы. Первоначально
ревтрибуналы действовали в составе одного председателя и шести очередных
заседателей, которых избирали губернские и городские Советы. Для производства
предварительного следствия при тех же Советах создавались особые следственные
комиссии. Декрет СНК от4 мая1918 года сократил количество местных ревтрибуналов,
уточнил их подсудность, учредил при каждом ревтрибунале следственную
комиссию, а также особую коллегию для поддержания обвинения в суде и
возбуждения уголовного преследования по подозрению в контрреволюционных
преступлениях. Декретом ВЦИК от 29 мая 1918 года учреждался Революционный
трибунал при ВЦИК, в составе председателя и шести членов, которые избирались
ВЦИК. При этом трибунале состояли Следственная комиссия и Центральная
коллегия обвинителей, на которую возлагалось руководство аналогичными
коллегиями при местных трибуналах.

Согласно Положению о революционных трибуналах от 12 апреля 1919 года,
ревтрибуналы учреждались по одному на губернию и, кроме того, в городах
с населением свыше 200 тысяч человек. Они стали действовать в составе
председателя и двух членов, избиравшихся на один месяц Советом или исполкомом
только из числа ответственных политических работников. На подачу кассационных
жалоб и протестов на приговоры предоставлялось 48 часов с момента вручения
копии приговора осужденному. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов
при ВЦИК учреждался Кассационный трибунал.

Положение о революционных трибуналах от 18 марта 1920 года уточнило
их подсудность (контрреволюционные преступления, должностные преступления,
дела о крупной спекуляции, дезертирство). Члены ревтрибуналов стали
избираться сроком на три месяца, при этом один из них должен был являться
представителем коллегии губернской ЧК. Предварительное следствие стало
возлагаться на ЧК.

Кроме общих ревтрибуналов, осенью1918 года были учреждены революционные
военные трибуналы в РККА. В соответствии с Положением, утвержденным
ВЦИК 20 ноября 1919 года, реввоентрибуналы создавались при соответствующих
Реввоенсоветах для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных военнослужащими.

В период гражданской войны и иностранной интервенции органы ВЧК на
основании Декрета СНК «Социалистическое отечество в опасности!» от21
февраля 1918 года и Постановления СНК «О красном терроре» от 5 сентября
1918 года применяли внесудебные репрессии. В Постановлении ВЦИК от17
февраля 1919 года «О Всероссийской Чрезвычайной Комиссии» указывалось,
что по делам, расследуемым ЧК, приговоры выносят только революционные
трибуналы, которые к тому же наделялись правом проверки следственных
действий.

Начало судебной реформы 1922 года— издание 26 мая Положения
об адвокатуре и 28 мая 1922 года Положения о прокуратуре.

На прокуратуру были возложены следующие задачи: 1) осуществление надзора
за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений,
общественных и частных организаций, а также граждан путем возбуждения
уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений;
2) надзор за производством дознания и предварительного следствия, а
также за деятельностью органов ГПУ; 3) поддержание обвинения в суде;
4) надзор за правильностью содержания заключенных под стражей.

Органы прокуратуры строились строго централизованно, по территориальному
принципу, во главе с Прокурором Республики, которым по должности являлся
Нарком юстиции. При Прокуроре Республики находились его помощники, руководившие
отдельными отраслями деятельности прокуратуры. В непосредственном подчинении
у Прокурора Республики состояли прокуроры областные (губернские), также
имевшие своих помощников.

Согласно Положению об адвокатуре, коллегии защитников должны были создаваться
при областных (губернских) отделах юстиции на добровольных началах.
Оплата труда защитников производилась клиентами.

В октябре 1922 года ВЦИК утвердил положение о судоустройстве РСФСР,
согласно которому вместо действовавших общих судов и революционных трибуналов
учреждалась единая трехзвенная система, состоявшая из районного, областного
(губернского) и Верховного суда РСФСР.

Вместе с тем «временно» допускалось наличие специальных судов, где
должны были рассматриваться дела, требовавшие от судов специальных знаний
и навыков или касавшиеся преступлений особой опасности, угрожавших оборонной
мощи государства. К специальным судам Положение относило военные и военно-транспортные
трибуналы, земельные и арбитражные комиссии, особые трудовые сессии
народных судов.

Основным звеном судебной системы стал районный народный суд, действовавший,
как правило, в составе постоянного судьи и двух народных заседателей.
Областной (губернский) суд стал первой инстанцией по наиболее важным
уголовным и гражданским делам и второй (кассационной) инстанцией — для
районных народных судов. Верховный суд РСФСР стал первой инстанцией
для дел особой государственной важности; кассационной инстанцией — для
областных (губернских) судов. Кроме того, Верховный суд РСФСР осуществлял
судебный контроль над всеми судами республик. С этой целью он мог, в
порядке надзора, рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давать
разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

Предварительное расследование уголовных дел должны были осуществлять
народные следователи, состоявшие при областных (губернских) судах и
Верховном суде РСФСР. Завершением преобразований судебных органов являлось
учреждение при ЦИК СССР Верховного суда СССР, а также должности Прокурора
Верховного суда СССР. Сложившаяся система закреплена в Основах судоустройства
СССР и союзных республик, принятых ЦИК СССР в октябре 1924 года. Основы
внесли некоторые уточнения в ранее действовавшую систему. В частности,
областной (губернский) суд в качестве кассационной инстанции должен
был действовать в составе трех постоянных судей. При этом суде учреждались
нотариальные конторы и состояли судебные исполнители. Областной (губернский)
суд по отношению к районным народным судам, а также нотариату и судебным
исполнителям являлся органом судебного управления и в этом качестве
подчинялся Наркому юстиции республики, который одновременно был республиканским
прокурором. С 1929 года в подчинение прокуратуре перешел следственный
аппарат.

Была реорганизована советская военная юстиции. В Положении о судоустройстве
СССР от 1922 года было установлено, что все военные судебные учреждения
действуют под общим контролем и наблюдением Наркомюста и Верховного
суда СССР. Организация деятельности военных судов и надзор за ними возлагались
на Военную и Военно-транспортную коллегии Верховного суда РСФСР. С утверждением
Верховного суда СССР руководство деятельностью военных трибуналов перешло
к его Военной коллегии. С этого времени военные трибуналы стали общесоюзными
судами. Военные коллегии Верховного суда РСФСР были упразднены.

Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре было принято ЦИК
и СНК СССР 20 августа 1926 года. Военные трибуналы учреждались при военных
округах (фронтах, отдельных армиях, флотах), корпусах, дивизиях. При
всех трибуналах состояли военные следователи. Военным трибуналам были
подсудны дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях
в случаях, предусмотренных законом. Военный трибунал дивизии рассматривал
дела о преступлениях, совершенных военнослужащими до командира батальона
включительно. Трибунал корпуса — дела о преступлениях военнослужащих,
занимавших должность до командира полка включительно. Трибуналу округа
(фронта, отдельной армии, флота) были подсудны дела в отношении всех
военнослужащих, за исключением лиц, персонально подсудных Военной коллегии
Верховного суда СССР, а Военной коллегии Верховного суда СССР — уголовные
дела исключительной важности, а также дела в отношении высшего начальствующего
состава (от командира корпуса и выше). Все военные трибуналы действовали,
как правило, в составе трех постоянных судей. Военные прокуроры учреждались
при всех видах трибуналов. Во главе военной прокуратуры находился помощник
Прокурора Республики. После образования СССР органы военной прокуратуры
были переданы в подчинение Прокуратуры Верховного суда СССР.

Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 года ВЧК была преобразована в Государственное
политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. ВЦИК 16 октября1922 года
наделил ГПУ правом применять внесудебную репрессию вплоть до расстрела
в отношении лиц, взятых с поличным на месте совершения бандитских налетов
и вооруженных ограблений. Особой комиссии НКВД этот закон предоставил
право высылать и заключать в лагеря принудительных работ на срок до
трех лет деятелей антисоветских политических партий и лиц, дважды судимых,
в том числе и за общеуголовные преступления (кражи, грабежи, разбой,
хулиганство и др.). С образованием СССР органы ГПУ были объединены в
общесоюзном масштабе, Конституция СССР 1924 года закрепила создание
Объединенного государственного политического управления при СНК СССР.
ЦИК СССР 29 марта1924 года утвердил Положение о правах ОГПУ в части
административных высылок и заключений в концентрационный лагерь на срок
до трех лет. Вынесение постановления о высылке и заключении в концлагерь
в отношении лиц, признаваемых социально опасными, возлагалось на Особое
совещание в составе трех членов коллегии ОГПУ.

Конституция СССР 1936 года и Закон о судоустройстве СССР 1938 года
определили следующие основы судебной системы: судебная система состоит
из судов СССР (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного
и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные суды союзных
республик, областные и равные им суды, народные и равные им суды). Судьи
народного суда стали избираться на три года. Судьи остальных судов по-прежнему
избирались Советами на пять лет.

Система военных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве, состояла
из: 1) военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений
и военизированных учреждений, рассматривавших дела только в качестве
судов первой инстанции; 2) военных трибуналов округов, фронтов и флотов,
которые действовали как суды первой, кассационной и надзорной инстанции.
К компетенции военных трибуналов относились дела о воинских преступлениях,
а также об иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению. С 1940
года военные трибуналы стали рассматривать все уголовные дела о преступлениях
военнослужащих.

Линейные суды железнодорожного и водного транспорта рассматривали дела
о преступлениях, направленных на подрыв дисциплины на транспорте, и
о других преступлениях, нарушающих нормальную работу транспорта. Постоянные
судьи специальных судов СССР избирались Верховным Советом СССР сроком
на пять лет.

Верховный суд СССР определялся как высший судебный орган страны и действовал
в составе: а) Судебной коллегии по уголовным делам; б) Судебной коллегии
по гражданским делам; в) Военной коллегии; г) Железнодорожной коллегии;
д) Воднотранспортной коллегии.

Закон о судоустройстве 1938 года освободил судебные органы от функций
судебного управления, передав их Наркомату юстиции СССР, образованному
в июле 1936 года.

В 1933 году вместо Прокурора Верховного суда СССР была учреждена должность
Прокурора СССР. Положение о прокуратуре Союза СССР, утвержденное 17
декабря 1933 года, возложило на прокуратуру: а) надзор за соответствием
постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных
республик и местных органов власти — Конституции СССР, постановлениям
и распоряжениям правительства; б) наблюдение за правильным и единообразным
применением законов судебными учреждениями.

С началом Великой Отечественной войны организация и деятельность
судебных органов была перестроена. Указ Президиума верховного Совета
СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 года установил, что в местностях,
объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных
против обороны, общественного порядка и государственной безопасности,
должны передаваться на рассмотрение военных трибуналов. Военным трибуналам
предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения
обвиняемому копии обвинительного заключения, без участия народных заседателей
и адвоката. Приговоры приводились в исполнение немедленно, кассационному
обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке
надзора. Однако о каждом приговоре к высшей мере наказания (расстрелу)
военный трибунал, вынесший его, был обязан немедленно сообщать по телеграфу
председателю Военной коллегии и Главному военному прокурору. В случае
отсутствия в течение 72 часов ответа о приостановлении приговора он
приводился в исполнение. В июле — сентябре 1941 года Президиум Верховного
Совета СССР упростил эту процедуру и предоставил право командирам и
комиссарам корпусов и дивизий в местностях, объявленных на военном положении,
и в районах военных действий утверждать приговоры военных трибуналов
«к высшей мере наказания, с немедленным приведением приговоров в исполнение».
По Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение
в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения»
от 6 июля1941 года лица, виновные в совершении этого преступления, подлежали
суду военного трибунала. Президиум Верховного Совета СССР 26 декабря
1941 года отнес к подсудности военных трибуналов дела о самовольном
уходе рабочих и служащих с предприятий военной промышленности. В связи
с введением военного положения на транспорте дела обо всех преступлениях,
совершенных на транспорте, стали также рассматриваться специальными
военными трибуналами.

В ноябре 1941 года совместным приказом НКЮ СССР и Прокурора СССР было
установлено, что во всех случаях, когда постановлениями Правительства
СССР предусмотрена ответственность зато или иное преступление «по законам
военного времени», необходимо передавать дела об указанных преступлениях
на рассмотрение военных трибуналов с применением порядка рассмотрения
дел, установленного «Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных
на военном положении, и в районах военных действий» от 22 июня 1941
года.

Возрастает общее число военных трибуналов Красной армии и Военно-морского
флота. Действовали трибуналы в военных соединениях: отдельных бригадах,
дивизиях, корпусах, армиях, флотилиях, военно-морских базах и гарнизонах.
Это были суды первой инстанции. Высшим звеном были военные трибуналы
фронтов, флотов, округов, отдельных армий. Были созданы военные трибуналы
НКВД, которые боролись с уклонениями от трудовых мобилизаций, самовольными
уходами рабочих и служащих с предприятий военной промышленности, злостными
нарушениями правил и распоряжений МПВО, а также другими преступлениями.
Все военные трибуналы Красной армии, ВМФ и НКВД замыкались на Военную
коллегию Верховного суда СССР. В соответствии с Указом Президиума Верховного
Совета СССР от22 июня 1941 года в местностях, объявленных на военном
положении, линейные суды железных дорог и водных бассейнов с первых
же дней войны были реорганизованы в транспортные военные трибуналы.
В 1943 году в связи с введением военного положения на транспорте вся
транспортная юстиция СССР была преобразована в военную, а в составе
Верховного суда СССР дополнительно сформированы Военно-железнодорожная
и Военно-транспортная коллегии, на которые стали замыкаться военные
трибуналы железнодорожного, морского и речного транспорта. Систему военных
трибуналов, осуществлявших правосудие в период Великой Отечественной
войны, составляли: 1) военные трибуналы Красной армии и Военно-морского
флота; 2)военные трибуналы НКВД; 3) военные трибуналы железнодорожного
и водного транспорта; 4) военные трибуналы, созданные на базе местных
народных судов в силу чрезвычайной обстановки военного времени; 5) военно-полевые
суды, образованные при дивизиях действующей армии по Указу Президиума
Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев,
виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения
и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских
граждан и для их пособников» от 19 апреля 1943 года. Были созданы военно-полевые
суды, которые действовали в составе председателя военного трибунала
дивизии, начальника дивизионного отдела контрразведки «СМЕРШ», заместителя
командира дивизии по политчасти и прокурора дивизии. Все приговоры военно-полевых
судов утверждались командиром дивизии и немедленно приводились в исполнение.

Вся система военных трибуналов по-прежнему возглавлялась Верховным
судом СССР. Военная коллегия Верховного суда СССР действовала в качестве:
а) суда первой инстанции по наиболее важным делам особой подсудности;
б) кассационной инстанции для военных трибуналов округов, флотов и отдельных
армий в местностях, не объявленных на военном положении; в) надзорной
инстанции по делам всех военных трибуналов, кроме трибуналов железнодорожных
и водных путей сообщения, в отношении которых аналогичные функции выполняли
Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии Верховного суда
СССР.

Принцип выборности судей военных трибуналов в период войны не осуществлялся.
Кадровые вопросы решались в административном порядке.

В 1953 году были упразднены военные трибуналы и прокуратуры
в войсках МВД СССР, органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный
порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях; началась реабилитация
невинно осужденных граждан, обвиненных в политических преступлениях
и объявленных врагами народа. 24 мая 1955 года было принято положение
о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия,
в том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор.
В составе Прокуратуры СССР действовал специальный отдел по надзору за
ведением следствия в органах госбезопасности. 12 февраля1957 года были
упразднены транспортные суды и транспортные прокуратуры. В феврале 1957
года было принято новое положение о Верховном суде СССР.

В мае 1956 года было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Его функции
по руководству работой судебных учреждений стали осуществлять министерства
юстиции союзных республик, а часть функций перешла к образованной тогда
же Юридической комиссии при Совете Министров СССР. В1957–1960 годах
во всех союзных республиках были упразднены министерства юстиции (в
РСФСР и УССР — в1963 году). Функции министерств юстиции стали выполнять
верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их правительствах.
В 1957 году к ведению союзных республик были отнесены и законодательство
об устройстве судов, и принятие гражданского, уголовного и процессуального
кодексов. В связи с ликвидацией министерств юстиции союзных республик
областные суды стали выступать в трех качествах: как суды первой инстанции,
как кассационные органы и как органы, руководящие низовыми (районными,
городскими) судами, финансирующие и контролирующие их деятельность.

По постановлению ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по улучшению работы судебных
и прокурорских органов»30 июля1970 года было восстановлено союзно-республиканское
Министерство юстиции СССР. На Министерство юстиции СССР возлагалось
организационное руководство судами, содействие совершенствованию их
деятельности. Важнейшей функцией министерства являлись систематизация
и подготовка предложений по кодификации законодательства, методическое
руководство и координация работы государственных учреждений и общественных
организаций по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства.
Кроме того, на министерство возлагались функции по руководству адвокатурой,
нотариатом, органами ЗАГС, подготовкой кадров судебных, следственных
органов и учреждений юстиции. В соответствии с этим в составе министерства
были созданы управление общих судов, управление военных трибуналов,
управление систематизации законодательства и подготовки законопроектов,
управление правовой работы в народном хозяйстве, отдел по вопросам правовой
пропаганды и правового воспитания граждан, отдел нотариата и загсов,
отдел адвокатуры, отдел судебно-экспертных учреждений и др.

Высшим судебным органом СССР оставался Верховный суд СССР, на который
возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. Было принято
положение о Верховном суде СССР (12 февраля 1957 года), которое значительно
расширяло права судебных органов союзных республик. До 1957 года Верховный
суд СССР был наделен правом востребовать любое дело из любого суда,
даже когда оно еще не рассматривалось Верховным судом республики. Новое
положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться
в Верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР может пересматривать
решение суда республики, только если оно противоречит общесоюзному законодательству
или интересам другой республики. Были изменены принципы деятельности
низовых судов: система участковых судов, существовавшая ранее, упразднялась,
и создавались районные и городские суды. Количество судов, особенно
в городах, сократилось. Срок полномочий народных судов увеличился с
трех до пяти лет, народные заседатели избирались сроком на два года.
Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось
исполкомом соответствующего Совета.

Новый Закон СССР «О Верховном суде СССР» был принят 30 ноября1979 года.
Закон устанавливал, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда
первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке
надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешал в пределах
своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР.
Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет
в составе председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.
Кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных
республик. Верховный суд СССР действовал в составе Пленума, трех коллегий
— по гражданским делам, по уголовным делам и военной. Пленум рассматривал
в порядке надзора дела по протестам Председателя Верховного суда СССР
и Генерального прокурора СССР, рассматривал материалы обобщения судебной
практики и судебной статистики, утверждал составы судебных коллегий,
секретаря Пленума, научно-консультативный совет, заслушивал отчеты председателей
судебных коллегий, доклады председателей верховных судов союзных республик.

Судебные коллегии утверждались Пленумом из числа членов Верховного
суда СССР. В качестве первой инстанции они рассматривали дела исключительной
важности, в порядке надзора — протесты на решения Верховных судов союзных
республик, разрешали споры между судами союзных республик о месте рассмотрения
дел. Военная коллегия считалась судом первой инстанции для дел исключительной
важности, подсудных военным трибуналам, а также выступала как кассационный
суд по их приговорам и рассматривала в порядке надзора протесты на их
решения по прочим делам. Военные трибуналы создавались в округах, армиях,
воинских соединениях, гарнизонах, флотах, в группах войск. Им были подсудны
все дела о преступлениях военнослужащих.

Народный суд являлся низовым и основным звеном советской судебной системы.
При народных судах состояли судебные исполнители, назначаемые председателем
народного суда. Они исполняли решения и приговоры суда.