Конституция РФ 1993 года (ст. 10) закрепила основополагающий принцип государственного строительства — принцип разделения властей, согласно которому государственная власть делится на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Исходя из этого положения Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от15.12.2001) отнес осуществление правосудия исключительно к прерогативе судов, а судебную власть квалифицировал как самостоятельную и действующую независимо от законодательной и исполнительной властей.

Тем самым впервые за период советской и постсоветской истории на высшем законодательном уровне создана правовая основа, призванная обеспечить фактическую, а не декларативную независимость судебной власти. Это дает возможность отказаться от наследия судебной системы советского образца, подвергавшей правосудие давлению сверху: по Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года судьи были подотчетны избирателям или избравшим их органам; закон о прокуратуре СССР 1979 года предусматривал прямую юридическую возможность для прокурорских инстанций контролировать деятельность судов; наконец, глубоко укоренившееся «телефонное право» позволяло в те годы партийным функционерам на деле воплощать в жизнь положение о руководящей роли КПСС, провозглашенное в Основном законе страны.

Конституция РФ 1993 года и Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» 1996 года устанавливают единую судебную систему Российской Федерации, которую не может изменить принятие других федеральных законов или законов субъектов РФ.

Вершину судебной вертикали образуют три высших суда федерального уровня — Конституционный, Верховный и Высший арбитражный.

Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) — специфичный и уникальный судебный орган, поскольку только он обладает функцией конституционного контроля, составляющей существо его деятельности. Об этом четко сказано в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде РФ» 1994 года. Лишь КС РФ вправе официально толковать Конституцию РФ, признавать не конституционность определенных нормативных актов с последующим принудительным лишением их юридической силы. Осуществляя конституционное судопроизводство, КС РФ не занимается установлением и исследованием фактических обстоятельств дел во всех тех случаях, когда они относятся к компетенции других судов или иных органов.

Таким образом, задача Конституционного суда РФ не в отправлении правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. В его полномочия входит осуществление конституционного контроля. КС РФ не имеет дела с обвиняемыми, подсудимыми и их защитниками, истцами и ответчиками, а также их представителями, гражданами или организациями, спорящими с физическими или юридическими лицами или государственными органами. Заметим, что участие граждан в конституционном судопроизводстве вообще крайне ограничено. Например, оно возможно в тех случаях, когда гражданин оказывается в роли лица, заявляющего жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), которое рассматривается в соответствующем суде или в ином правоохранительном органе, применен или может быть применен закон, противоречащий, по его мнению, Конституции РФ или ущемляющий его конституционные права и свободы.

(В общественном правосознании и средствах массовой информации еще не изжито, к сожалению, ошибочное представление о КС РФ как о высшем органе всей судебной системы. Некоторые основания для формирования такого представления давал первый закон о Конституционном суде от 12 июля 1991 года, называвший КС высшим органом судебной власти по защите конституционного строя.)

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Для текущей работы организованы две палаты, состоящие из 9 и 10 судей соответственно. В палатах рассматривается основная масса дел, а наиболее важные дела выносятся на обсуждение Пленума Конституционного суда Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению Пленумом подлежат дела о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов Федерации, о толковании Конституции РФ и соблюдении установленного порядка в ходе выдвижения обвинения против Президента РФ, содержащего подозрение в совершении им тяжкого преступления. Пленум решает также множество организационных вопросов, включая выборы председателя КС. Он избирается тайным голосованием из числа судей КС сроком на три года с правом повторного избрания после истечения первого срока. За Пленумом КС закреплено право законодательной инициативы.

В 2001 году состоялась очередная корректировка статуса судей Конституционного суда РФ. Так, 8 февраля 2001 года был принят закон, предусматривавший увеличение с 12 до 5 лет срока, в течение которого возможно пребывание в должности судьи КС РФ, и отмена возрастных ограничений для судей КС РФ (согласно ранее действовавшему порядку судья КСРФ, достигший возраста 70 лет, должен был оставить свой пост). Однако15 декабря 2001 года был принят новый закон, ограничивший для судей КС РФ возможность пребывания в должности вновь 70годами. Правда, в этой части новый закон должен вступить в действие лишь с 1 января 2005 года.

Объектом контроля КС РФ могут стать законы и другие нормативные акты как федеральных органов законодательной и исполнительной власти, так и субъектов РФ (если последние не находятся исключительно в региональном ведении). Инициировать проверку конституционности может Президент РФ, обе палаты парламента или пятая часть депутатов каждой из палат, правительство, Верховный суд и Высший арбитражный суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Вердикт КС РФ о признании определенного акта неконституционным означает лишение его юридической силы. На рассмотрение КС РФ могут поступать запросы, вызванные разногласиями между органами государственной власти по поводу границ их компетенции, если урегулирования не удается достичь другими способами.

Правом обратиться в КС РФ с запросом о конституционности любого закона обладает и суд общей юрисдикции, в чьем производстве находится конкретное дело. При этом производство по делу приостанавливается до вынесения решения КС РФ.

На уровне субъектов РФ могут создаваться свои конституционные (уставные) суды, финансируемые из собственных бюджетных средств, с целью проверки соответствия принимаемых законов и других нормативных актов конституциям (уставам) субъектов Федерации. Решение суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом.

По мнению некоторых специалистов-правоведов, система конституционных судов РФ пока еще далека от совершенства и требует дальнейшего законодательного оформления. Возможно либо принятие общего закона о конституционных судах в РФ, включающего и судопроизводственные нормы, либо принятие закона о конституционном суде субъекта РФ[1].

Верховный суд РФ (ВС РФ) находится во главе всей системы судов общей юрисдикции, в ведении которых состоят гражданские, уголовные, административные и иные дела, подпадающие под компетенцию судов этой категории. Являясь по отношению к ним высшим судебным органом, ВС РФ осуществляет надзор за всеми подведомственными ему судами, включая военные и специализированные, дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ полностью независим от других органов государственной власти и никому не подотчетен.

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, согласованному с заключением Председателя ВС РФ. Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее10 лет.

Организационная структура ВС РФ включает, помимо Председателя, его первого заместителя и заместителей, Пленум, Президиум, Кассационную коллегию, Судебную коллегию по гражданским делам, Судебную коллегию по уголовным делам, Военную коллегию и Судебную коллегию. Судебная коллегия — это новое структурное образование в ВС РФ. Она состоит из 18 судей, которые работают под руководством Председателя ВС РФ. В ее обязанности входит обеспечение статуса судей.

Каждое из этих структурных подразделений обладает определенной самостоятельностью и действует независимо от других судебных инстанций. Основной объем деятельности ВС РФ приходится на долю Судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и Военную коллегию.

В состав Пленума входят все члены ВС РФ во главе с его Председателем, а участие в заседаниях могут принимать Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ.

Численный состав Президиума ВС РФ имеет фиксированную величину — 13 человек. Для утверждения персонального состава разработана строгая процедура. Только Председатель ВС РФ и его заместители становятся членами Президиума автоматически, остальные — в соответствии с представлением Президента страны, согласованным с Председателем ВС РФ и при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей ВС РФ. Президиум Верховного суда занимается главным образом рассмотрением судебных дел в порядке надзора, оказывает практическую помощь судам после ознакомления с их деятельностью, давая конкретные рекомендации, а также выносит решения по ряду организационных вопросов, касающихся деятельности Верховного суда и его аппарата.

Кассационная коллегия, сформированная в 1999 году в соответствии с постановлением Конституционного суда от 6 июля 1998 года, рассматривает жалобы (протесты) в качестве суда второй инстанции на приговоры, определения и постановления судебных коллегий ВС РФ, вынесенные судом первой инстанции (в этом качестве может выступать любой суд, уполномоченный принимать решения по существу вопросов, являющихся основными для конкретного дела, в том числе и высшие суды).

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия ВС РФ могут выступать в качестве судов первой инстанции в рамках их компетенции, определенной федеральным законом, и второй, кассационной, инстанции, а также осуществляют надзор за деятельностью нижестоящих федеральных судов общей юрисдикции. Из уголовных дел Верховному суду в лице его коллегий подсудны, например, дела, заведенные на членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, судей федерального суда; из гражданских — дела о признании ненормативными актов Президента РФ, Федерального Собрания, правительства, федеральных министерств и ведомств, способные ущемить права и свободы граждан. Будучи вышестоящей инстанцией для верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, Верховный суд РФ рассматривает в кассационном порядке жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и решения указанных нижестоящих судов. ВС РФ вправе оставить приговор в силе, отменить его, отправив дело на новое расследование или новое судебное разбирательство, изменить приговор и пр. В порядке судебного надзора он может пересмотреть вступившие в законную силу приговоры любых судов РФ, если к нему поступят соответствующие ходатайства правомочных на то лиц (осужденных, адвокатов, потерпевших, прокуроров и др.).

Второй, нижестоящей, ступенью судов общей юрисдикции являются верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Они выполняют в пределах своей компетенции обязанности, схожие с функцией ВС РФ, т. е. рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора иповновь открывшимся обстоятельствам, выступая в роли вышестоящих органов по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Более упрощенная организационная структура судов среднего звена в главных чертах повторяет структуру ВС РФ. Она включает президиум суда (в чье ведение входят: рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, организационные вопросы, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и др.) идве судебные коллегии — по гражданским и уголовным делам (рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам).

Третью ступень занимают районные суды. Именно они рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел, административных правонарушений по принципу определенной административно-территориальной принадлежности (за исключением дел, относящихся к компетенции вышестоящих судов общей юрисдикции, мировых судей и военных судов) и в большинстве случаев выступают в качестве судов первой инстанции. Но по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, они являются вышестоящей судебной инстанцией, обладающей кассационными полномочиями.

C 1 июля 2002 года полномочия судьи районного суда существенно расширились: судья теперь имеет право выносить решения на постановления прокурора, следователя и дознавателя по ходатайствам о заключении под стражу и продлении срока предварительного заключения до 12 месяцев, единолично рассматривать уголовные дела, подсудные районному суду.

Дееспособность районного суда обеспечивает его аппарат, состоящий из помощников судей, консультантов и специалистов, секретарей суда, секретарей судебных заседаний, сотрудников канцелярии и архива. Общее организационное руководство возложено на председателя, который по своему усмотрению распределяет обязанности между судьями и дела для судопроизводства. Обеспечение порядка в залах заседания суда, безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей, охрана зданий суда входят в обязанности судебного пристава.

С существенными оговорками к низшему звену судебной системы РФ следует отнести мировых судей. Институт мировых судей получил окончательное законодательное оформление 17 декабря 1998 года. Согласно ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» они относятся к судам общей юрисдикции, систему которых возглавляет ВС РФ. Отправляя правосудие, они обязаны руководствоваться федеральными законами, а свои решения выносят именем Российской Федерации. Вместе с тем мировые суды не являются судами федеральными. Это суды субъектов Федерации, и их финансирование должно осуществляться частично из средств федерального бюджета, а частично — из средств бюджетов субъектов Федерации. Компетенция, порядок образования и деятельность мировых судей регулируются федеральным законом. По закону о мировых судьях общее количество судей и судебных участков, в которых они работают, определяется из расчета численности населения от 15 до 30 тысяч человек на одном участке. В административно-территориальных образованиях численностью менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. В частности, в Москве предусмотрено создание 384 участков, в Московской области — 292 участков, в Санкт-Петербурге — 211 участков. 

Компетенция мировых судей определена довольно широко. Так, их рассмотрению  подлежат гражданские, административные и уголовные дела наименьшей сложности. В частности, относительно уголовных дел следует заметить, что это дела о наиболее распространенных преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, которые перечислены в перечне в ч. 1 ст.31 УПК РФ (это более ста составов, или 70 процентов от общего числа уголовных дел). Кроме того, в компетенцию мировых судей входят бракоразводные дела при отсутствии споров о детях, дела о выдаче судебного приказа, о разделе совместно нажитого имущества между супругами, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей500МРОТ, дела по трудовым отношениям, за исключением дел о восстановлении на работе и проч.

В судебной системе РФ несколько обособленное место занимают военные суды (до очередного изменения и дополнения Конституции РФ от 21 апреля 1992 года именовались «военными трибуналами»). В отличие от остальных федеральных судов общей юрисдикции (к которым они также принадлежат), их судебная компетенция ограничена рамками Вооруженных сил РФ. Кроме того, они не обладают полномочиями конституционного контроля и прерогативой разъяснений законодательства. Военных судей выделяет статус военнослужащих-контрактников.

Конституция РФ и федеральное законодательство устанавливают самостоятельность и независимость военных судов, подчиненность одному закону. В принятом 23 июня 1999 года ФКЗ «О военных судах РФ» в основу их организации положен территориальный принцип, обеспечивающий военным судам, по мысли законодателей, больше независимости от командования. (Действовавший прежде экстерриториальный принцип обусловливал полное иерархическое соответствие армейских судебных инстанций органам военного управления: дивизия — армия — военный округ (флот) — Министерство обороны.)

Законодательно закрепленная структура военных судов состоит из трех звеньев.

К низовому звену относятся гарнизонные суды (а также суды объединений и соединений, которые могут создаваться по месту их нахождения в случае дислокации военных формирований). Им подсудны гражданские, административные иуголовные дела в пределах установленной компетенции (например, уголовные дела только в отношении лиц, имеющих воинское звание не выше подполковника или капитана 2-го ранга), которые рассматриваются в первой инстанции.

Среднее звено представлено окружными (флотскими) судами (а также судами групп войск или флотов, создаваемых во время дислокаций). Они призваны исполнять функции всех судебных инстанций: первой, второй (кассационной), а также проверять законность и обоснованность приговоров в порядке надзора. В качестве суда первой инстанции их ведению подлежат уголовные дела, возбужденные против офицеров в звании не выше полковника или капитана 1-го ранга либо занимающих соответствующие этим званиям должности.

Высшим звеном выступает Верховный суд РФ, имеющий в своем составе Военную коллегию, также уполномоченную осуществлять функции всех судебных инстанций. В первой инстанции она рассматривает уголовные дела особой важности. К уровню ее компетенции отнесены и уголовные дела в отношении представителей высшего командного состава в звании не ниже генерала (адмирала) или занимающих должности не ниже командира соединения. Одновременно рассматриваются гражданские иски о возмещении ущерба, понесенного вследствие преступления. В роли второй (кассационной) инстанции Военная коллегия принимает к рассмотрению не вступившие в законную силу приговоры и судебные решения окружных (флотских) судов, а в качестве надзорной инстанции осуществляет проверку законности приговоров и решений всех военных судов.

В единую судебную систему РФ входит и сеть арбитражных судов. Они созданы прежде всего для разрешения экономических споров, возникающих в результате предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, и тем самым ограничены рамками гражданского и административного судопроизводства.

Трехзвенная система арбитражных судов имеет свою специфику. Первым или низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов РФ, средним —федеральные арбитражные суды округов, верхним — Высший арбитражный суд РФ, полностью независимый в принятии решений, поскольку компетенция Верховного суда РФ на арбитражные суды не распространяется.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в первой и апелляционной инстанциях, причем в первой инстанции — судьей единолично (кроме оговоренных законом случаев, когда требуется коллективное решение трех судей), а в апелляционной — коллегиально в составе трех судей. В будущем намечается создание самостоятельного апелляционного арбитражного суда, независимого от суда субъекта РФ. К настоящему времени арбитражные суды в силу отсутствия дел, относящихся к их юрисдикции, образованы не во всех 89 субъектах РФ.

Окружные федеральные арбитражные суды обладают полномочиями только апелляционной инстанции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В настоящее время действуют 10 федеральных окружных арбитражных судов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов. В составе каждого из них имеются судебные коллегии для рассмотрения споров по гражданским и административным делам и президиум, ведающий организационной работой.

Возглавляет систему арбитража Высший арбитражный суд РФ. Его прерогатива — оценка правомочности нормативных и ненормативных актов Президента РФ, федерального правительства, центральных органов исполнительной власти, Совета Федерации, Государственной думы, имеющих отношение к предпринимательской и иной экономической деятельности; разрешение экономических споров между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ; пересмотр в порядке надзора уже вступивших в законную силу судебных решений (этим исключительным правом, которого нет у судебных органов общей юрисдикции, наделен Президиум Высшего арбитражного суда, являющийся высшей судебной инстанцией по конкретным делам). С целью рассмотрения гражданских и административных дел впервой инстанции функционируют две соответствующие коллегии, причем процедурой предусмотрено участие в составе коллегий трех судей.

Само арбитражное разбирательство любого уровня имеет существенные особенности. Оно во многом ориентировано на досудебное урегулирование экономических споров всеми средствами, не противоречащими закону, включая третейский суд. Принятый в 2002 году Арбитражный процессуальный кодекс РФ специально выделяет данное направление деятельности, особое внимание уделяя мировому соглашению как одному из наиболее действенных средств примирения сторон.

Существенной отличительной чертой арбитражного судопроизводства является участие в нем непрофессиональных судей, состоящих из лиц, обладающих специальными знаниями и опытом в определенной сфере предпринимательской деятельности. Обе участвующие в процессе стороны вольны в выборе кандидатуры арбитражного заседателя из предлагаемого им списка, утверждаемого Высшим арбитражным судом РФ непосредственно для каждой подведомственной ему судебной инстанции.


[1] Маршунов М. Н. Комментарии к законодательству о судоустройстве Российской Федерации. М.;СПб., 1998. С. 179.