Philosophische Ethik / Hrsg. v. Dr. habil.
Barbara Briining. Berlin: Cornelsen Verlag, 2003;
Standpunkte der Ethik / Hrsg. v. Hermann Nink.
Paderborn: Schoningh Verlag, 2005;

Sich orientieren. Miinchen: Bayerischer
Schulverlag, 2002.

 

Предмет «этика», или «практическая философия», преподается в Еермании в старших классах школ (обычно два часа в неделю). Как правило, это предмет по выбору — выбирать можно между этикой и религией (правда, и в курсе этики немаловажная роль отводится разговору о религиозном мировоззрении).

В разных федеральных землях страны, а также в разных типах школ1 программа этого предмета строится по-разному. Отличаться могут и учебники, которых по этике или практической философии написано достаточно много. Однако задачи этого предмета везде одинаковы — расширять кругозор детей, побуждать их задумываться о самых важных, пусть и сложных вопросах, научить их обсуждать эти вопросы друг с другом, показать, что ко всякому высказанному мнению, пусть даже весьма авторитетному, можно и нужно относиться критически, наконец, способствовать формированию у детей собственной позиции, которую они должны уметь отстаивать.

Это не значит, конечно, что базовые этические ценности представляются в процессе обучения лишь как относительные величины, разные для каждого человека. И не может так получиться, что из обсуждения самых основных вопросов разные ученики вынесут два совершенно противоположных мнения — например, один решит, что относиться с презрением к иностранцам хорошо, а другой — что плохо. Здесь стоит процитировать письмо, адресованное родителям, дети которых со следующего года начнут изучать этику в одной из берлинских школ. Оно написано представителями фонда «Новое образование», его цель — рассказать родителям о новом предмете. Согласно этому письму, в школе ученикам не будут навязывать определенный ход мыслей. Однако в чем-то единый взгляд все же необходим, особенно когда это касается неких основополагающих ценностей; как говорится в письме, «опираясь на наш Основной закон, этика способствует созданию единой платформы для нашей совместной жизни в Германии»2. И действительно, на уроках этики в немецких школах большое внимание уделяется формированию толерантного отношения к чужому — чужой культуре, чужой религии и т. д. Однако в том, что касается более сложных вопросов, которые не имеют очевидного и общепринятого решения, ученику действительно предоставляется полная свобода. Так, этические основы генной инженерии или работы по пересадке органов представляются детям как проблема, которую сложно или даже невозможно решить однозначно. Спорными на уроках этики представляются и многие поступки людей. Например, в одном из учебников перед учениками ставится вопрос, всегда ли правда лучше лжи. Детям нужно решить, одобряют ли они обман Макса Брода, друга Кафки, который, вопреки данным писателю обещаниям, после его смерти не уничтожил произведений Кафки, а сохранил их и опубликовал. В случаях такого рода, когда ответ не очевиден (а таких случаев большинство), школьники знакомятся с самыми разными мнениями и сами решают, принять ли им чью-то точку зрения или же не согласиться ни с кем и настаивать на своем. Эта вариативность суждений, представленных в учебных пособиях по этике, — вещь принципиальная. Так, в методическом сопровождении к программе этики в Тюрингии3 сказано, что на уроках «ни в коем случае» не должна превалировать какая- то одна идеология. С большой осторожностью учителей призывают разговаривать с детьми и о религии. Ведь назначение этого разговора не в том, чтобы «влиять на детей с миссионерской целью, а в том, чтобы информировать их, расширять кругозор, способствовать пониманию разных религиозных толкований мира».

He менее важная задача, которая ставится перед этикой как предметом в немецких школах, состоит в том, чтобы детям не было скучно, чтобы они воспринимали обсуждаемые на уроках темы не как нечто непонятное, далекое и никому не нужное. Напротив, школьные дискуссии должны помочь им решать собственные насущные проблемы, в ходе занятий ставятся вопросы, которые будут интересны подросткам начала XXI века. Об этом в уже цитированном письме к родителям говорится: «На уроках этики мы будем не только рассуждать абстрактно, но и постоянно затрагивать те конкретные вопросы, которые связаны с каждодневной жизнью ваших детей».

Понятно, что для достижения таких сложных, можно даже сказать, грандиозных целей должны существовать по-настоящему неординарные учебники, которые, с одной стороны, представят детям широкую палитру существующих мнений по разным вопросам, а с другой, — будут побуждать их спорить с этими мнениями и помогут сформировать свою собственную обоснованную точку зрения. Посмотрим, как справляются авторы немецких учебников по этике с этими задачами.

Передо мной — три книги:

—    учебник по философской этике Б. Брюнинг, И. Денцин и др., издательство «Корнельзен», Берлин, 2003;

— учебник и рабочая тетрадь «Точки зрения этики» Г. Нинк, К. Гнайст, Б. Хоффманн, издательство «Шёнинг», Падерборн, 2005;

— учебник по этике и практической философии «Ориентироваться» К. Блезенкемпер, Г. Энгельс и др., Баварское издательство учебной литературы, Мюнхен, 2002.

По количеству материала и уровню сложности эти учебники немного разные. Ho общего у них все-таки больше. Особенно близки первые две книги, в то время как третий учебник, изданный в мюнхенском издательстве, стоит особняком. О нем мы поговорим позднее. А пока остановимся подробнее на учебнике по философской этике Б. Брюнинг с соавторами и учебнике «Точки зрения этики».

Первое, что бросается в глаза, — это учебники яркие, красочные, с множеством иллюстраций, заданий, самых разных текстов. Некоторые страницы (или их части) выделены яркими цветами, тексты «играют» с разным шрифтом. По типу эти учебные пособия скорее напоминают хрестоматии, где совсем мало слов собственно от авторов учебников. Авторы только формулируют вопросы, делают пояснения — они должны помочь школьникам понять тот или иной аутентичный текст; дают на полях справки о персонах, чьи тексты приведены в основном поле учебника; поясняют сложные понятия. He менее важная работа авторов состоит в подборе и сочетании отрывков из разных произведений и исследований, а также иллюстраций, которые зачастую не менее важны, чем сами тексты. В качестве изобразительного ряда здесь используются фотографии, рисунки, карикатуры и подлинные произведения искусства. Школьникам предлагается говорить о них, описывать, связывать со сложными философскими текстами. Так, например, что такое философия, дети будут объяснять сами, анализируя скульптуру Августа Родена «Мыслитель», скульптуру Маркуса Люперца «Женщина-философ» и полотно Макса Клингера «Философ» (учебник «Точки зрения философии»), а разговор о счастье начнется с анализа впечатления от картины Матисса «Радость жизни»4 (в учебнике Б. Брюнинг).

Тексты, которые находятся рядом, могут быть очень разными: статья из свежего номера журнала, мнение современного ученого, рассказ рядового молодого человека, отрывок из труда античного философа и т. д. (например, спор Сократа с Тразимахом о справедливости в государстве как будто бы комментируется текстом современного американского философа Уильяма Франкены о социальной функции морали). Такое «соседство» может изменять традиционное восприятие канонических текстов. Например, тема сострадания вводится в учебнике Б. Брюнинг через сказку Андерсена «Девочка со спичками». Ниже дается определение душевной черствости, сформулированное средневековой немецкой монахиней Хильдегардой фон Бинген. Здесь же — фрагмент из Евангелия от Луки, а также размышления о сострадании Шопенгауэра и Ницше. Таким образом, текст Евангелия воспринимается школьниками не как относящийся к определенной религии, а как философский, дающий пищу для размышлений (что, кстати, не противоречит тому, что для части учеников он может быть и священным).

По тому же принципу рядом располагаются классические картины старых мастеров и смешные карикатуры или даже обложки свежих журналов. Так, разговор о состоянии морали и нравственности в современном обществе провоцируется в учебнике «Точки зрения этики» благодаря двум обложкам журнала «Der Spiegel». На обложке 1999 года красуется мужская голова с острыми зубами, жутковатым оскалом, рожками и прочими чертовскими атрибутами, а рядом с ней — маска сдержанного и вполне благовоспитанного мужчины, которую он с себя снял. «Народ без морали» — такой подзаголовок значится на обложке этого журнала. На другой обложке 2004 года изображена патриархальная семья в костюмах XIX века. «Новые ценности — порядок, вежливость, дисциплина, семья» — написано на этой обложке. Авторы учебника задают вопрос: «Какой из двух заголовков наиболее честно отражает сегодняшнюю ситуацию?» Обсудив этот вопрос, детям предлагается создать свою комиссию по морали и нравственности, с тем чтобы составить каталог определенных ценностей и норм для своей школы или даже всего общества.

Вообще, современность и актуальность изобразительного ряда в этих учебниках поразительна. Сюда, например, попали фотографии разрушения «Близнецов» на Манхэттене 11 сентября 2001 года, пострадавших вагонов после теракта в Мадриде 11 марта 2004 года и даже солдат, выносящих детей из зоны опасности во время теракта в Беслане. Трагедия в Беслане произошла в сентябре, т. е. во второй половине 2004 года, учебник же был издан в 2005-м.

Совершенно точно, что эти учебники не являются, как это принято в России, так называемыми «носителями знаний», которые нужно прочитать и «усвоить материал». Нет, прочитать явно недостаточно. Вся информация (а ее, кстати, очень много!) оказывается лишь отправной точкой для дальнейших размышлений, которые будут проводиться уже за рамками напечатанного текста. Здесь ничего не подается как аксиома, в том числе самые базовые понятия. Даже самый первый, непременно возникающий у школьников вопрос — «Что такое этика?» — должен быть разрешен (или не вполне разрешен, и в этом тоже, видимо, нет ничего страшного) в процессе дискуссии, а главное, при условии интеллектуального напряжения школьников. Авторы как бы сразу говорят: здесь нет простых решений, мы вам не собираемся облегчать задачу и преподносить на блюдечке нечто, не подвергаемое сомнениям. Мы вам поможем, подбирая материал и задавая точные вопросы. А вы уж, пожалуйста, думайте над ними сами. Ho и этого оказывается мало. Детей здесь самих учат задавать вопросы.

Вот как в учебнике Б. Брюнинг «объясняется», что такое этика. На левой странице разворота — пять фотографий. На странице справа — фрагменты из текстов немецкого философа XX века, теле- и радиоведущей Аннемари Пипер. Она ставит самые основные вопросы и формулирует самые первые приблизительные ответы. Ниже на этой же странице расположен ряд высказываний о морали и нравственности, принадлежащих философам, писателям, теологам... Наконец, здесь же сформулированы три задания. Школьников просят разделить фотографии слева на две группы, каждую из которых нужно охарактеризовать. Можно предположить, как будет проходить эта работа. К первой группе ученики, вероятно, отнесут фотографию в больнице, где молодой врач обследует пожилую женщину, и фотографию, представляющую крупным планом руки — в них горсть земли, из которой пробивается хвойная веточка. Обе фотографии можно расценивать как символ созидания, покровительства, заботы сильного над слабым, умелого над нуждающимся в защите. Ко второй группе дети, скорее всего, отнесут еще две фотографии. На первой из них мы видим двух довольных молодых людей — парня и девушку — в зале кинотеатра. Судя по всему, сеанс в полном разгаре. У девушки в руках — напиток и, вероятно, что-то из еды. Ноги она положила на стоящее впереди кресло. Ее друг доволен не меньше, чем она, о чем недвусмысленно свидетельствует его мимика. С другой фотографии из этой же группы на нас смотрит молодая, улыбающаяся девушка, которая слушает в наушниках музыку в музыкальном магазине. На заднем плане — еще два молодых человека, с энтузиазмом выбирающие диски для покупки. Действительно, между молодыми людьми в кинозале и этой девушкой довольно много общего. Все они молоды, привлекательны, следят за модой и актуальными развлечениями. Ho главное, что все они в данный момент заняты тем, чтобы доставить удовольствие самим себе, а не кому-то из окружающих (ср. с фотографиями из первой группы). Все было бы так просто, если бы не пятая фотография: к нам спиной стоит еще одна молодая девушка в джинсах и, кстати, тоже с наушниками в ушах и даже с сигаретой в левой руке. Ho... перед девушкой мольберт, на нем полотно. Девушка рисует. Так как мольберт развернут к нам, мы можем видеть промежуточный результат ее работы. Прозрачная, почти акварельная дорожка, зеленые деревья вокруг, от них тени. Рисунок хорош, он не реалистичен и отражает внутреннее видение художницы. Она явно ловит кайф не меньший, чем ее сверстники в кинозале. Ho вот к какой группе эту фотографию отнести? Можно предвидеть спор, затевающийся в классе. Что такое творчество? Служит ли оно только художнику (писателю, поэту...) или без него не могут обойтись и все остальные? Можно ли тогда сравнить творчество с врачеванием (фотография в больнице) или выращиванием нового, живого (фотография с руками и ростком). Или же художник — это только эгоист, служащий себе одному?

Вполне естественно, что в следующих двух заданиях авторы просят учеников «проработать» все приведенные здесь цитаты об этике, создать реестр проблем, которыми она занимается, и сделать своеобразный коллаж. Вся работа выполняется коллективно. Ho главный итог этого первого урока, как кажется, заключается в том, что список проблем и задач этики как дисциплины с самого начала воспринимается школьниками как гибкий и открытый, и на первом же занятии они сталкиваются со сложным вопросом, который не поддается однозначному решению.

Вообще, вопросы и задания, с которыми дети встречаются на страницах этих учебников, очень разнообразны. Многие из них составлены так, что вариантов ответа может быть много или даже бесконечно много. Что-то предлагается обсудить или выполнить в минигруппах внутри класса, а затем обменяться мнениями на общем пленуме (например, нарисовать звезду, в каждом луче которой — одно из представлений о счастье). Довольно много заданий на так называемые ролевые игры (например, показать в лицах миф о Пещере, описанной Платоном). Есть и творческие задания (например, «Нарисуйте модель семьи XXI века»). Так как на страницах учебников — много непростых текстов, написанных в самых разных жанрах, школьникам предлагается довольно много заданий на понимание текста, выделение в нем главного и т. д. Кроме того, детей учат критически относиться к высказанному в этом тексте мнению, даже если это мнение более чем авторитетное. Например, в учебнике Б. Брюнинг ученикам настойчиво предлагают высказать свое отношение к учению Канта о нравственном императиве. Можно разделять или не разделять точку зрения знаменитого философа, нужно только уметь объяснить, почему. А значит, ничто не должно осознаваться как застывшее, не подвергаемое сомнениям5.

Помимо устных заданий дети получают и письменные. Их просят написать эссе, сделать доклад по результатам собственного исследования, в ходе которого нужно будет использовать дополнительную литературу и другие источники информации. Вот одно из любопытных заданий такого рода: «Соберите и опишите обычаи и нравы разных народов. Вы можете узнать их у иностранцев, которые учатся вместе с вами в школе» (это задание как нельзя лучше демонстрирует, что обучение иностранцев — самая обыденная вещь не только в университетах, но и школах Германии6). Впрочем, ученикам могут предложить самим сформировать содержание занятий. Так, по каждой из основополагающих для этики проблем (свобода, долг, счастье, добродетель...) школьники должны сформулировать собственный вопрос, который они хотели бы обсудить в классе (учебник Б. Брюнинг).

Авторы учебников постоянно апеллируют к личному опыту детей, просят их заглянуть в себя, сделать обсуждаемую тему своей. Иногда кажется, что в этом они даже перебарщивают. Так, дав ученикам представление об основных религиях (через разные тексты, конечно), авторы учебника «Точки зрения этики» спросят детей, как, исходя из собственного опыта, они расценивают роль религии в жизни человека: религия скорее раскрепощает человека или скорее лишает его свободы? Дальше — больше. Школьникам предложат выполнить следующее задание: на листке бумаги нужно прочертить линию, представив, что это твоя жизнь до настоящего момента. На этой линии необходимо отметить вехи в изменении твоего представления о Боге, а затем подумать, с чем были связаны эти изменения — с возрастом, какими-то внешними или внутренними событиями и т. д. Ho самое интересное, что эти «графики» затем нужно будет обсудить вместе, сначала в минигруппах, а затем и на общем пленуме.

Интересно, как учебники такого рода отражают эволюцию философских взглядов. С одной стороны, авторы не делают на этом акцента. Они не разбирают поступательно и в хронологическом порядке различные философские течения и их выдающихся представителей. Как уже говорилось, авторов находящихся рядом текстов может разделять не одно тысячелетие. Однако можно с полной уверенностью сказать, что ученики все-таки получат представление именно об истории философии. Это произойдет как раз благодаря сталкиванию разных философских миров. Рядом с каждым текстом здесь пишется год создания, с каждым именем — биографическая справка, с каждым новым понятием — пояснение. И внимательно вникая в тот или иной текст, ребенок самым естественным образом будет знакомиться и с его эпохой. А о трансформации философских взглядов он узнает не из абстрактных монологических утверждений авторов учебника, а — намного глубже — из различий самих источников.

Итак, эти учебники организованы по одному и тому же принципу. В каждом разделе ученик находит различные тексты и иллюстрации, объединенные одной темой, здесь же — задания, справки, ссылки на дополнительную литературу и web-ссылки. В конце учебников — краткие биографии самых крупных философов, указатель имен и понятий. При этом авторы каждого учебника находят свои способы для того, чтобы сделать этот «конструктор» наиболее увлекательным, чтобы в мозаике разнородных материалов заключалась настоящая интрига, побуждающая школьников к самостоятельным размышлениям. Сложность для создателей пособий заключается и в том, что серьезный и вполне предметный разговор должен получиться и по самым общим проблемам. И вот какими путями они этого достигают.

Такое абстрактное понятие как счастье рассматривается в учебнике Б. Брюнинг с самых разных сторон. Ученики знакомятся со статьей о лингвистическом значении слова «das Gluck» (нем. «счастье»), с разным пониманием счастья у Эпикура, Аристотеля, Шопенгауэра, с отрывком из произведения Макса Фриша, где писатель по-своему определяет это чувство. В то же время в этой главе школьники найдут и вполне практическое руководство по счастью от американского психолога, который подробно объясняет, чем счастье отличается от удовольствия (удовольствие, по его мнению, наступает при любом восстановлении нарушенного физиологического баланса, в то время как счастье мы можем ощутить только при условии нашего внутреннего роста). Психолог подробно описывает, что происходит с клетками головного мозга в момент наступления счастья. Таким образом, перед учениками не только психология, но и физиология счастья, а также подробная инструкция по его достижению. «Практическая составляющая» этого раздела о счастье еще больше усиливается благодаря рассказу американского спортсмена-велосипедиста о своей борьбе с тяжелой болезнью за счастье жить нормальной полноценной жизнью.

Или вот как в учебнике «Точки зрения этики» представлена разница между европейскими и азиатскими ценностями. Здесь ученики узнают, что корни Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, уходят в греко-римскую Античность (например, оттуда к нам пришла идея демократии); что на европейских представлениях сказались и христианские идеи (учение о любви к ближнему), и представления, выработанные Просвещением (идея о правах человека), и лозунги Французской революции (свобода, равенство, братство); что на Основной закон Германии и других стран Европы большое влияние оказал опыт фашизма — уничтожение еврейского народа во время Второй мировой войны (замечу: в данном случае, все это — справка от авторов учебника). Здесь же сказано, что на Востоке общепринятые ценности и нормы основываются на представлениях буддизма, таоизма и учения Конфуция (рядом публикуется отрывок из Конфуция). Ho насколько относительная мораль в исламе? И есть ли в мусульманской культуре такое понятие, как толерантность? Этими вопросами задается философ Аннемари Пипер. По ее словам, согласно европейским представлениям, человеческая жизнь сама по себе обладает огромной ценностью. Во имя Бога здесь нельзя убивать человека. По-другому все обстоит в исламе, где религия занимает существенно более важное место, нежели жизнь отдельного человека. Если кто-то оскорбляет религиозное чувство мусульманина, он, таким образом, идет против Бога, и искупить это можно только его смертью. И потому, строя отношения с исповедующими ислам, европейцы должны понимать, что нет смысла искать опоры в морали, ведь она для всех разная, заключает философ.

Обсуждать эту проблему далее дети будут на конкретных и очень актуальных для сегодняшнего момента примерах: возможность ношения хиджабов на рабочих местах, допустимость обрезания и т. д.

В европейском обществе теперь нет единого видения мира — с этим тезисом в дискуссию вступает профессор теологии Иоганн Райтер. У нас существует плюрализм мнений. Главным ориентиром для формирования единого взгляда на мир всегда было представление о человеческом достоинстве. Однако в это представление каждая эпоха вносила свои коррективы. И в итоге оно стало дробиться.

Рядом со статьей Райтера в учебнике помещена фотография скульптуры Кристофа Фолля «Ессе home». Изможденная, исхудавшая, согнутая мужская фигура с поникшей головой и потухшими глазами наглядно демонстрирует школьникам, что произошло с человеческим достоинством в страшном XX веке, веке холокоста — именно с оглядкой на эту трагедию формировались правила, принятые Германией и Объединенными Нациями, говорит Райтер. Изображенный Фоллем мужчина меряет себе пульс, как бы удивляясь, что в нем еще течет жизнь.

Теперь скажем о третьем учебнике, который называется «Ориентироваться». Стоит обратить внимание на тот факт, что из пяти его авторов четверо — школьные учителя и всего один методист. От двух других этот учебник отличается еще более пестрой структурой — здесь больше картинок, увлекательных историй, интересных схем, тестов, игр, всего и не перечислишь. Кроме того, этот учебник еще более адаптирован к интересам реальных школьников: большое внимание здесь уделяется психологическим проблемам подростков, их насущным нуждам. Философия и этика соседствуют здесь с психологией и даже физиологией. Это видно уже из подборки тем учебника, касающихся вечных «детских» вопросов: «Что такое чувства?», «Кто я такой?», «Как найти друзей и любовь?», «Что такое жизнь и что такое смерть?» и т. д. В процессе обучения дети убеждаются, что вопросы эти вовсе не праздные, что на эти темы можно и нужно размышлять; наконец, что до них об этом размышляли многие люди; узнав их мнение и немного потрудившись самим, можно сформировать свое собственное мировоззрение. Как уже говорилось, именно в этом в Германии видят основную задачу этики как предмета. Здесь самое время обратиться к значению немецкого выражения «sich orientieren», которое вынесено в заглавие учебника. На русский язык оно должно переводиться не только как «ориентироваться» в смысле «разбираться в чем-то», но и как «иметь определенный мировоззренческий уклон». Именно об этом говорят авторы учебника в обращении к своим читателям и ученикам:

«Дорогие ученики! Этот учебник называется “Ориентироваться”. Уметь ориентироваться необходимо, когда мы ищем свой путь, свое место, когда пытаемся сформировать свою точку зрения. Именно в этом мы вам хотим помочь с помощью этой книги. Как географическая карта помогает ориентироваться в пространстве7, так и с помощью некоторых глав вы сможете разобраться в мире своих чувств, в себе и в других, в обширной сфере идей, мыслей и мировоззрений».

Далее авторы описывают структуру учебника: «...Каждая глава начинается с вводной страницы, здесь мы формулируем тему главы и одновременно побуждаем вас к размышлениям, беседе, а может быть, даже к расследованию некоторых обстоятельств. Возможно, эта страница только заинтересует вас в том, что же находится на следующих страницах. На втором развороте вы найдете заголовок “Ориентироваться и планировать”. Там вы получите импульс для того, чтобы подумать самим, как можно повернуть данную тему. Следующие развороты главы, как правило, объединены одной темой. Рядом с пояснениями и заданиями иногда показываются фигуры, которых мы называем “Skeptika” или “Skeptiko”. Как можно догадаться уже из названия, они хотят пробудить и ваш скепсис: “Правильно ли то, что здесь написано или то, что кто-то сказал?” Эта скептическая установка нужна для того, чтобы ваша “ориентация” не формировалась слишком быстро».

На конкретных примерах посмотрим, как «работают» эти задумки. Учебник начинается с главы о человеческих чувствах. На первом «вводном» развороте, который должен заинтересовать ребенка, — восемь картинок.

Крупным планом на них изображены четыре улыбающихся человека, а также глаза четырех мужчин с разным выражением. Детям предстоит ответить на вопросы, искренне ли улыбаются эти люди и какие чувства выражают эти глаза. Все остальное пространство разворота заполнено словами, обозначающими разные чувства. Эти слова не повторяются, и сразу понятно, как много разных чувств и эмоций способен испытывать человек. Страницу можно просто рассматривать или обсуждать в классе. Можно задаваться вопросом, какие чувства ты испытываешь чаще, а какие тебе почти незнакомы и почему. Можно узнавать много нового не только о себе, но и о своих одноклассниках, а может быть, даже и об учителе. Еще одна тема для разговора, которая возникает при работе с этим разворотом, — взаимосвязь между нашими эмоциями и нашей физиологией. Школьникам предлагают подумать, какие эмоции, скорее всего, испытывает человек, когда у него повышается давление, сужаются зрачки, когда он бледнеет, морщит лоб и т. д. На следующей странице эта идея развивается: «То, что я думаю про себя, остается моей тайной, но то, что я чувствую, иногда становится видно другим. Особенно по моему лицу, которое может стать отражением моих эмоций...» Этими словами начинается маленький текст, в котором ставятся следующие вопросы: «Почему что-то изнутри меня прорывается наружу, и могу ли я этому препятствовать? И как так получается, что моему телу становится известно то, о чем я думаю?» «Эти мысли и вопросы, — заключают авторы, — показывают, что чувства уже сами по себе достаточный повод для того, чтобы о многом задуматься». Именно этим и займутся школьники. И, прежде всего, им предложат представить каждое свое чувство в виде пропеллера, каждая из лопастей которого — одно из проявлений того или иного чувства. Таким образом можно разобрать ярость, страх, стыд, грусть и т. д.

Далее дети будут не только прислушиваться к себе, но и узнавать много нового, например, об отношении к страху экзистенциалистов, о смысле стыда в библейском тексте о грехопадении, о том, что такое социальный стыд и т. д. и т. п. Делать это ученики будут, читая и истолковывая самые разные тексты.

Об   одном из текстов скажем подробнее. Это письмо немецкой школьницы — эмигрантки из Боснии, в котором рассказано, как она пережила стыд совершенно определенного рода. Это было в поезде. Рядом с И воной (именно так подписалась автор письма) сидели два взрослых человека — мужчина и женщина. И тут в вагон вошла семья — мама и пятеро детей, все иностранцы. Спутники Ивоны отозвались об этом вторжении крайне недоброжелательно, а все потому, что вошедшие были иностранцами. Затем они уставились на такую же иностранку Ивону, которая была вынуждена пересесть на другое место. И вот тут- то она почувствовала стыд — то ли за себя саму, то ли за окружающую ее жестокость, а может быть, и за то и за другое. Это письмо предстоит обсудить школьникам.

В своем обращении к детям авторы учебника большое внимание уделяют неким фигуркам, задающим разные вопросы, которые должны пробудить критическое начало в юных читателях. Это шаржированные мужские и женские фигурки, которые таким образом олицетворяют мальчиков и девочек в ученической группе. Эти фигурки появляются впопад и невпопад и задают порой самые наивные или даже глупые вопросы к автору того или иного текста. Например: «А что, о женщинах здесь совсем не говорится?» — спрашивает девочка в очках у рассуждающего о дружбе Аристотеля. Или: «Почему же это нельзя запретить, если это вредно?» — этот наивный вопрос мальчик задает к тексту о   том, почему любимыми фильмами детей становятся боевики.

Авторы, конечно, понимают, что вопросы именно такого рода могут возникнуть у не очень подготовленных учеников после прочтения совсем непростых текстов. Однако, как кажется, они этого совсем не боятся. Как показывает внимательное ознакомление со структурой и наполнением немецких учебных пособий по этике, как раз к детскому нестандартному пониманию авторы всегда готовы. Для них главное, чтобы была предпринята попытка такого понимания, чтобы сложные мировоззренческие проблемы рождали в детях интерес и побуждали их к спорам.

-------

Система среднего образования в Германии отличается от российской. Сначала ребенок на протяжении четырех-шести лет (в зависимости от законов федеральной земли) ходит в начальную школу. Затем он имеет возможность выбирать между разными типами средних школ: гимназией, реальной школой, основной школой, профессиональной школой, объединенной школой. Этот выбор зависит, во-первых, от того, в какой профессии видит себя в будущем школьник и его родители, и, во-вторых, какой уровень образования он хочет получить.

Текст письма можно прочитать здесь: http://www.berlin.de/imperia/md/content/sen-bildung/schulorganisation/le....

Полный текст см.: http://www.ibka.org/artikel/lehrplan_th.html.

Здесь, как и в других случаях, название картины Матисса — Le Bon heur de vivre — дается в пособии на языке оригинала. В этом и научная верность, и уважение к источнику, и некоторая сложность для детей, которым приходится понимать чужой язык. 

Интересно, что авторы учебника "Точки зрения этики" изложением учения Канта не ограничиваются. Здесь говорится о том, что идеи Канта были в числе тех идей, которые в ХХ веке проложили путь к Освенциму. Это положение хорошо иллюстрирует текст Адольфа Эйхмана, который напрямую ссылается на Канта.

Согласно последним официальным статистическим данным, в немецких школах учится в среднем 9,6% детей с иностранными паспортами. 

На обложку учебника вынесен фрагмент необычной географической карты. Вместо привычных названий населенных пунктов и водоемов на этой карте значатся понятия из психологической сферы человека: уважение, желание, вера, восхищение, представление и т. д. Такая же карта находится и внутри учебника в разделе "Откуда я пришел и куда я иду".