Единичныя, такъ-сказать спорадическiя движенiя переходятъ въ массовыя. Эти движенiя, по законамъ исторической наслѣдственности, въ послѣдовательномъ рядѣ генерацiй, въ теченiе нѣсколькихъ столѣтiй переходятъ отъ одного поколѣнiя къ другому: XVII вѣкъ передаетъ свои преданiя XVIII-му, получивъ ихъ отъ XVI, а XVIII-й передаетъ послѣдующимъ генерацiямъ всего русскаго народа. Восемнадцатый вѣкъ богатъ этими движенiями какъ въ восточной половинѣ Россiи, въ великорусской, такъ и въ западной, малорусской — и во всемъ этомъ видна историческая нить, не прерывающаяся, а напротивъ преемственно связывающая одно движенiе съ другимъ. Явленiя эти возбуждаютъ народное творчество, и является особая народная литература, которую противная сторона назвала разбойничьею (пѣсни разбойничьяго цикла, удалыя, казацкiя, гайдамацкiя), но которою весь народъ одинаково пользуется какъ и “стихомъ о голубиной книгѣ”, какъ и “хожденiемъ Богородицы по мукамъ”, какъ и духовными пѣснями “о пресвѣтломъ раѣ”, о богатомъ и Лазарѣ, “о грѣшной душѣ”, объ “аллилуевой женѣ”, объ Адамѣ и Евѣ, какъ и былинами о князѣ Владимiрѣ свѣтѣ ясномъ солнышкѣ с богатырями стихiйнаго и историческаго цикла.

Цѣлая Россiя поетъ эти пѣсни — и понятно, историкъ не имѣетъ никакого извиняющаго повода, ни логическаго основанiя, ни историческаго права не только игнорировать это явленiе въ русской исторической жизни, но и обходить его неблаговиднымъ молчанiемъ, тѣмъ болѣе, что цѣлыя массы народа во все восемнадцатое столѣтiе не только нравственно живутъ и питаются преданiями отцовъ и дѣдовъ, слагавшихъ эти пѣсни, положившихъ свое творчество и свои симпатiи въ эту литературу, но и дѣйствуютъ по смыслу преданiй, по духу своей литературы. Массовыя движенiя, въ духѣ движенiй прежнихъ лѣтъ, не прекращаются, и славу опозоренныхъ представителей этихъ движенiй, Стеньки Разина, Игнашки Некрасова и др. желаютъ унаслѣдовать проходящiе черезъ все восемнадцатое столѣтiе менѣе крупные представители этихъ массовыхъ движенiй, атаманушки Ивановъ, Дегтяренко, Буковъ, Шагала, поповичъ Заметаевъ, поповичъ Казанскiй, Брагинъ, Беркутъ и другiе коноводы понизовой вольницы.

Народъ пѣлъ свои удалыя пѣсни и сочувственно относился къ тому, о комъ пѣлъ и о чемъ пѣлъ. А пѣлъ онъ, относя свои симпатiи столько же къ лицамъ, служившимъ представителями массовыхъ движенiй, сколько и къ самымъ движенiямъ.

«Отечественныя записки», 1871, № 3–4, с.122–123