Существенную часть граждан Российской Федерации ставят в тупик вопросы о том, к какой социальной группе относятся они сами и к какой группе принадлежат их родители. Рабочие, крестьяне и служащие, отношения между которыми образовывали социальную структуру СССР, ныне исчезли. Новые социальные группы и новые отношения между ними, составляющие структуру российского общества, изучены крайне мало и для обыденного сознания тоже зачастую неясны.

Базовые определения сословной компоненты современной России

Социальная структура современной России может быть описана в понятиях, которые так или иначе введены государством для решения своих задач: через систему законов, определяющих существование тех или иных социальных групп и их отношения друг с другом[1]. Такие социальные группы, формируемые государством, мы называем сословиями.

В нынешнем российском государстве соседствуют сословия, сформированные существующим государством, и сословия, сформированные государством, ему предшествующим. Есть сословия, созданные за последние 20 лет (государственные гражданские служащие, муниципальные служащие и др.), и сословия, наследованные от СССР (военнослужащие, пенсионеры и др.).

Группы обеспечивающих, или служивых, сословий объединены задачами обеспечения защиты государства от разного рода угроз. Номенклатура актуальных сословий определяется тем, какие угрозы государство для себя выделяет в тот или иной момент: военнослужащим предписано нейтрализовать внешние угрозы, правоохранителям – внутренние. На долю государственных гражданских служащих отведена нейтрализация угроз, связанных с нарушением социальной справедливости.

Помимо служивых сословий ключевую роль играют и обслуживающие сословия. Члены этих сословий должны обслуживать членов служивых сословий, занятых нелегким делом нейтрализации угроз. Эти сословия частично унаследованы от СССР: бюджетники, пенсионеры, работающие по найму. Частично они представляют собой новые для постсоветской России социальные группы предпринимателей и лиц свободных профессий. Группа предпринимателей, то есть людей, имеющих доходы от деятельности на каких-то рынках, весьма неоднородна. Она включает помимо зарегистрированных предпринимателей еще и разного рода отходников[2] и лиц свободных профессий.

Помимо трех названных сословий в структуре общества можно выделить особую социальную группу, которую составляют маргиналы: судимые, осужденные и ограниченные в правах (в том числе – военнослужащие по призыву). К этой же группе принадлежит значимое число людей, потерявших или не приобретших сословную определенность, которые подлежат принудительной сословизации, осуществляемой специально на то предназначенными организациями, в частности Федеральной миграционной службой. Это разного рода бомжи и антисоциальные субъекты, которые также могут быть отнесены к маргиналам.

Таким образом, все население России можно представить в виде официально закрепленного набора групп-сословий. Формальность и официальность создаваемой таким образом социальной структуры заключается прежде всего в том, что принадлежность гражданина к сословию определяется государством, то есть внешним образом.

В большинстве случаев сословное разделение для россиян не сопровождается внутренним рефлексивным отнесением себя к тому или иному сословию. Получить информацию о принадлежности человека к социальной группе-сословию от него самого достаточно сложно. Это значит, что для описания социальной структуры весьма ограниченно применимы как методы опроса, так и статистические методы, которые фиксируют, как правило, только один, основной для конкретной статистической методики, социальный статус.

В сложившейся публичной политической практике современные российские сословия часто отождествляются с политическими группами, такими как власть, народ, активное население и маргиналы. При этом служивые сословия отождествляются с властью. Часть обслуживающих сословий (работающие по найму, бюджетники, пенсионеры и некоторые другие группы) отождествляются с народом. Предприниматели и лица свободных профессий считаются активным населением (теми, за кем государство закрепило «социальную ответственность бизнеса»), а судимые, осужденные и пр. – маргиналами.

Определение места и роли народа в его отношениях с властью является основной темой сторонников теории общественного договора[3]. Власть создает для народа новые стандарты, шаблоны и стереотипы, купируя зачатки самостоятельности и сужая до предела возможности нестандартного выбора. Институты власти, такие как уголовное и административное право, рассматриваются как воплощение стремления народа отказаться от личной активности при достижении справедливости и передать соответствующие функции государству с целью установления и поддержания единообразия, «порядка».

Власть является для народа генератором разного рода рутин: от способов одеваться и раздеваться до стереотипов мышления, что позволяет народу избегать самостоятельного выбора в самом широком понимании. Народ рассматривается как инструмент легитимации власти. Для такого народа естественно стремление к рутинизации жизни, превращению ее в последовательность нерефлексируемых стереотипов. Такой народ вовсе не является субъектом, реально выбирающим правовую систему, но инертной массой, вниманием которой стремятся завладеть претенденты на власть над ним. При любом варианте такого выбора воплощаются чаяния народа, его стремление избавиться от свободы, самостоятельных решений и страха перед не вошедшими в традицию процедурами.

Специфическое свойство народа состоит в том, что подавляющая часть членов этой группы постоянно участвует в разного рода выборах – голосует, в отличие от членов других не служивых сословий, участие членов которых в выборах ситуативно.

Предприниматели и лица свободных профессий (то есть активное население), как и маргиналы, не являются частью народа по определению, не будучи субъектами общественного договора. Они не следуют в полной мере задаваемым властью стереотипам, вынуждены осуществлять самостоятельный выбор в той мере, в которой это позволяют власть и народ. При этом эти группы стратифицируются внутри себя по образцу, который задается отношениями базовых сословий: в них есть аналоги власти, задающей стандарты, и остальных групп – масс (предпринимателей, лиц свободных профессий и маргиналов), которые ориентируются на задаваемые стандарты (следуют им или нарушают).

Маргиналы: судимые, осужденные, ограниченные в правах, мигранты и т. п., формируются как группа в результате деятельности членов служивых сословий, которые при нейтрализации разного рода угроз (или подготовке к их нейтрализации) применяют административные и уголовно-правовые санкции к тем людям, которые представляют (или могут представлять) угрозу для государства и граждан. Применяя те или иные санкции, власть маркирует людей, наделяя их соответствующими статусами. В ходе применения санкций люди лишаются своей сословной определенности (перестают быть служивыми, народом или предпринимателями) и формируют маргинальную часть населения.

Базовыми отношениями, связывающими современные сословия в социальную структуру постсоветской России, являются взаимное обслуживание и обеспечение, за которые члены сословий получают свои доходы: жалование, премии, зарплаты, пенсии, пособия и пр.

Типы доходов разных сословий можно разделить на выплаты и ренту. Члены служивых сословий за свою службу получают выплаты в виде жалования, довольствия, премий и разного рода компенсационных выплат. Кроме того, они получают административную ренту, то есть доходы от властного статуса. Выплаты обслуживающих сословий: пенсия (пенсионеры), зарплата, рыночный доход, навар (предприниматели и коммерсанты), гонорар и грант (лица свободных профессий), пособия, стипендии (иждивенцы). Статусная рента обслуживающих сословий, бюджетников и работающих по найму: рента от звания (заслуженного, народного учителя, артиста и пр.), классности (врачи), разрядности (работающие по найму). Источники доходов представителей активного населения: рыночный доход, гонорар. Рента, в случае с предпринимателями, это статусная рента от членства в предпринимательских куриях – РСПП, «Деловой России», ОПОРЕ. Типы доходов маргиналов: паек, довольствие, пайка, доля, рента с криминального статуса, такого как «авторитет» или «вор в законе».

Помимо типа дохода на социальное (сословное) положение каждого гражданина влияет еще один важный параметр. Это источник дохода, то есть то, какое сословие этот гражданин обеспечивает или обслуживает. Тип дохода (зарплата, жалование, пенсия и т. д.) рассматривается как индикатор принадлежности к сословию, в то время как источник дохода показывает, какое сословие данный человек обеспечивает или обслуживает, служа в государственном учреждении, работая в бюджетной организации или в рыночной системе [4].

Так, бюджетник, обслуживающий государственную гражданскую службу (например, врач в специализированной больнице Главного медицинского управления Управления делами Президента РФ), принципиально отличается от бюджетника, обслуживающего правоохранительную службу (врач в учреждении ГУИНН или бюджетник-врач в сельской участковой больнице). Воры, имеющие источником своего дохода народ (пенсионеров, бюджетников и работающих по найму), существенно отличаются от воров, обслуживающих «купцов», то есть предпринимателей и лиц свободных профессий.

Сочетание типа дохода (зарплата, жалование, пенсия и т. д.) с его источником (тем, за какую службу или обслуживание этот доход начисляется) является важным стратификационным признаком. Он определяет социальное (сословное) положение и социальный статус граждан России[5].

Такие категории людей, как «народ», «власть», «предприниматели», «маргиналы», не зафиксированы в писаном российском праве. Однако они могут быть сопоставлены с корпусом законов, которыми государство формирует сословную социальную структуру, по целому ряду параметров. Среди них: тип дохода, принцип формирования сословия и его социальная функция. Это соотношение в полной мере отражено в таблице 1.

Таблица 1. Социальные группы, их сословный состав, социальные функции и типы доходов их членов

Группа

Власть

 

Народ

 

Активное население

 

Маргиналы

Входящие в базовые группы сословия

 

Государственные гражданские служащие (федеральные и региональные), дипломаты, муниципальные служащие, военнослужащие, правоохранители, судьи, депутаты, казаки, руководящие работники госкорпораций и компаний с гос. участием

Бюджетники (образование, культура, здравоохранение, социальная защита), работающие по найму, пенсионеры, инвалиды, безработные, получающие пособия

 

Лица свободных профессий (актеры, музыканты, писатели, художники, адвокаты, проститутки и т. д.) Фрилансеры

Священнослужители

Предприниматели

Отходники

 

Судимые, осужденные, отбывающие наказание, подследственные, находящиеся на УДО, служащие по призыву, алкоголики и бомжи, мигранты, воспитанники интернатов и детских домов

 

Тип дохода

 

Жалование, премии, административная рента, различные компенсационные выплаты

 

Пенсии, пособия, заработная плата, статусная рента, стипендии

 

Рыночный доход, гонорар, статусная рента

 

Паек, пайка, подаяние, криминальный доход – доля, рента от криминального статуса, ситуативные доходы от неформальной занятости

Социальная функция

 

Служение государству. Нейтрализация угроз, обеспечение других социальных групп

Обслуживание других социальных групп

Обслуживание государства, других социальных групп, получение прибыли

 

Обслуживание других социальных групп

 

Способ формирования

Обучение в специализированных учебных заведениях – «ведомственных академиях» и профильных факультетах государственных учреждений образования.

Отбор на должности государственной службы

Общее и специальное профессиональное образование

Обучение, устройство «на работу», выход на пенсию

Общее и специальное образование, самообразование

Контракт на исполнение работ, договор на обслуживание

Обучение в маргинальных субкультурах. Членство возникает (в основном) в результате деятельности государства по нейтрализации угроз и в ходе социализации в маргинальных субкультурах

Численные показатели современных российских сословий

Важным вопросом является определение численности людей, которые могут быть приписаны к каждому конкретному сословию. В качестве единицы учета для этой цели нами был выбран человек.

Для того чтобы избежать двойного счета, мы абстрагируемся также от того, что человек может быть как членом нескольких сословий, так и обслуживать и обеспечивать более чем одно сословие. То есть считаем, что каждый человек имеет только один тип и только один источник дохода. В этом мы следуем государственной логике. Некоторая несуразность такого способа исчисления структуры населения ничуть не мешает государству основывать на нем свои планы и программы.

Общий список российских сословий с указанием их ориентировочной численности и сопоставленных с названными выше группами «власть», «народ», «предприниматели» и «маргиналы», представлен ниже в таблицах 2–5[6].

Группа «Власть» – служивые сословия, в которые входят государственные и муниципальные служащие, военнослужащие, правоохранители, судьи, депутаты и казаки. Члены властных сословий получают за свою службу жалование, премии, административную ренту и разного рода компенсационные выплаты. Основанием для объединения является то, что члены этих сословий служат государству.

Таблица 2. Сословия, составляющие «власть»

Сословия

 

Подсословия

 

Ориентировочная численность

 

Государственные гражданские служащие

1 704 700

 

Федеральные гражданские служащие

878 000

По данным Росстата

Региональные гражданские служащие

283 600

По данным Росстата

 

Дипломаты

30 000

Экспертная оценка

Муниципальные служащие

513 100

По данным Росстата

 

Военнослужащие

2 565 000

 

Министерства обороны РФ

1 700 000

По данным Wikipedia.org

 

Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

Федеральной службы по оборонному заказу

Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Федерального агентства специального строительства

Федеральной службы безопасности (вместе с погранвойсками)

350 000

Экспертная оценка

 

Внутренних войск

250 000

Экспертная оценка

Федеральной службы охраны

25 000

Экспертная оценка

Службы внешней разведки

20 000

Экспертная оценка

Министерства чрезвычайных ситуаций

200 000

Экспертная оценка

 

Главного управления специальных программ

20 000

Экспертная оценка

 

Правоохранители

1 931 260

 

Министерства внутренних дел

1 280 000

Данные сайта МВД

 

Федеральной таможенной службы

70 000

Данные сайта ФТС

 

Министерства чрезвычайных ситуаций

100 000

http://www.mchs.gov.ru/law/index.php?ID=29152

Министерства юстиции

4 100

Штатная численность по соответствующему Указу Президента

http://www.minjust.ru/ru/about/regulations

Федеральной службы исполнения наказаний

328 000

Данные Wikipedia, которая ссылается на http://www.fsin.su/main.phtml?cid=6

Федеральной службы судебных приставов

45 000

Штатная численность в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316

http://www.rg.ru/2004/10/19/pristavy-doc.html

Государственной фельдъегерской службы

4 600

Штатная численность в соответствии с Указом Президента РФ от 13 августа 2004 г. № 1074

http://www.gfs.ru/pravovaya-osnova/ukazy-prezidenta/ukaz-13-08-2004-n-1074

Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков

40 000

Штатная численность в соответствии с Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976

fskn.gov.ru/pages/main/info/legal_foundation/4114/4374/index.shtml

Федеральной миграционной службы

34 260

Штатная численность в соответствии с Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928

http://www.fms.gov.ru/law/861/details/37067

Федеральной регистрационной службы

25 300

Штатная численность в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315

http://www.rg.ru/2004/10/19/registr-doc.html

Судьи и прокуроры

 

 

93 000 – 212 000

Депутаты

 

Федеральные, региональные, муниципальные

100 000

Экспертная оценка

 

Руководящие сотрудники «Газпрома», «Транснефти», РЖД, ЦБ, Сбербанка, ВТБ, ВЭБ, Пенсионного фонда и пр. + военизированная охрана «Трансгаза» и «Транснефти»

 

 

200 000 – 250 000

Экспертная оценка

 

Итого:

6 593 960 – 6 762 960

Группа «народ» объединяет бюджетников, пенсионеров и наемных работников. Государство заботится о народе, гарантирует его представителям доходы в виде пенсий, минимальных зарплат, пособий и выплат. Размер выплат определяется тем, какие сословия представители народа обслуживали или обеспечивали в прошлом или обслуживают в настоящее время.

Таблица 3. Сословия, составляющие «народ»

Сословия

 

Подсословия

 

Ориентировочная численность

 

Бюджетники

 

Работники образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты

 

15 000 000

Экспертная оценка

 

 

Работающие по найму в трудоспособном возрасте

 

 

20 000 000 – 30 000 000

Экспертная оценка, производная от данных Росстата

 

Пенсионеры (не включены пенсионеры, работающие в органах власти, и пенсионеры-маргиналы)

 

 

37 498 000

Экспертная оценка, производная от данных Росстата

 

Итого:

72 498 000 – 82 498 000

Группа «активное население» включает в себя предпринимателей, лиц свободных профессий, отходников, священнослужителей. Основанием для объединения этих сословий в группу является то, что их доходы формируются ими самими в ходе обслуживания других сословий.

Таблица 4. Сословия, составляющие активное население

Сословия

 

Подсословия

 

Ориентировочная численность

Лица свободных профессий

 

Актеры, музыканты, писатели, частнопрактикующие юристы, проститутки, журналисты, т. д.

 

4 600 000

Экспертная оценка, Википедия, http://svpressa.ru/society/article/29911/

 

Индивидуальные предприниматели,

средние и крупные предприниматели

 

2 600 000

По данным Росстата

Отходники

 

10 000 000 – 15 000 000

Экспертная оценка

Священнослужители

 

130 000

http://svpressa.ru/society/article/29911/

Итого:

17 330 000 – 22 330 000

В группу «маргиналы» входят судимые, осужденные, ограниченные в правах (такие как служащие по призыву в Российской армии) и внесословные – мигранты. В условиях лишения свободы источники доходов членов этой группы формируются государством (паек и пайка), а на свободе – ими самими (криминальный доход – доля, рента от криминального статуса).

Таблица 5. Сословия, составляющие «маргинальное население»

Сословия

 

Подсословия

 

Ориентировочная численность

 

Криминал

 

Судимые, осужденные, отбывающие наказание подследственные, находящиеся на УДО

 

10 964 000

Экспертная оценка, производная от данных Росстата

Служащие по призыву

 

 

550 000

Суммарная численность по итогам весеннего и осеннего призывов 2010 года

по данным статей

http://www.rg.ru/2010/04/01/alternativa-anons.html

http://www.rg.ru/2011/05/06/aspurant-anons.html

 

 

 

Лишенные сословной определенности

 

Мигранты (не получившие сословного статуса)

 

3 410 000

Экспертная оценка, производная от данных Росстата

 

Деградировавшие, то есть утерявшие сословную определенность (бомжи, наркоманы, алкоголики)

 

2 354 000

Росстат, http://svpressa.ru/society/article/29911/

Итого:

17 278 000

Совокупная оценочная численность приведенных четырех категорий сословий составляет от 113 699 960 до 128 868 960 человек. В среднем это 121 284 460 человек.

Усредненная численность категории сословий «власть» составляет 6 678 460 человек, «народ» – 77 498 000, «активное население» – 19 830 000, «маргиналы» – 17 278 000 человек. Далее будут использоваться усредненные значения численности категорий сословий.

Не могут быть сословно определены лица, не имеющие собственных доходов: несовершеннолетние и безработные. Членов этих групп мы распределили пропорционально численности ранее определенных групп, предположив, что число несовершеннолетних детей и иждивенцев (безработных) у представителей каждой из четырех групп (власть, народ, активное население и маргинальное население) в среднем одинаково.

При этом учитывается, что не менее 1 253 200 человек из числа безработных относятся к группе «народ» как получатели пособия по безработице, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости[7]. 94 300 детей уже учтены в категории «маргинальное население».

Таблица 6. Группы, распределяемые пропорционально среди властных, народа, активного и маргинального населения

Сословия

Подсословия

 

Ориентировочная численность

 

Безработные

(Распределяются пропорционально, при этом не менее 1 253 200 в группе «народ» как получатели пособия по безработице)

5 400 000

 

Дети

 

Совершившие преступления – уже учтены в группе «маргиналы»

94 300

 

Воспитанники (в настоящее время) интернатов и детских домов – в группу «маргиналы»

229 300

 

Получающие пособия – в группу «народ»

 

10 254 000

 

Остальные несовершеннолетние распределены пропорционально по базовым группам

12 276 400

Итого:

28 254 000

Таким образом, мы дополнительно распределяем между категориями сословий еще 28 254 000 человек. Итоговое распределение можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 7. Оценочное распределение населения России по категориям сословий

 

Усредненная численность категорий сословий

Пропорциональное распределение лиц, не имеющих сословной определенности

Итоговая усредненная оценка численности категорий сословий

«Власть»

6 678 460

974 098

7 652 558

«Народ»

77 498 000

21 557 605

99 055 605

«Активное население»

19 830 000

2 892 339

22 722 339

«Маргиналы»

17 278 000

2 829 985

20 013 658

ИТОГО, оценочная суммарная усредненная численность населения

149 444 160

Итоговая оценочная суммарная усредненная численность четырех выделенных групп составляет 149 444 160 человек, что близко к статистическим данным о численности населения страны.

Названные цифры в целом отражают картину, показывающую, как население России поделено на социальные группы (сословия), заданные отношениями между теми группами, на которые это население поделено государством.

Модель сословной структуры современной России

Проводя моделирование социальной (сословной) структуры населения России, мы исходим из того, что существуют явные и неявные государственные стандарты обеспечения и обслуживания, из которых следует, что численность обслуживающих и обеспечивающих должна быть пропорциональной численности обслуживаемых и обеспечиваемых.

Так, количество необходимых бюджетников (врачей, учителей и т. п.) исчисляется из нормативной потребности[8], которая, в свою очередь, производна от численности «обслуживаемого контингента». «Физическая» численность врачей и учителей привязывается, таким образом, к некоторой идеальной модели социальной структуры.

Сословия связаны в социальной структуре взаимными отношениями обеспечения и обслуживания. В каждом сословии есть часть, обеспечивающая (для властных) и обслуживающая (для не властных) другие сословия и получающая за это свои доходы – жалования, зарплаты, гонорары и пр. Величина этой части определяется в соответствии со следующим принципом:. если в сословии А имеется В членов, а в сословии С имеется Д членов, то доля людей, принадлежащих к А и обслуживающих С, пропорциональна доле С во всем населении.

Таблица 8. Структура модели

 

Сословие А

В членов

Сословие С

Д членов

В+Д

В

В*(В/(В+Д))

В*(Д/(В+Д))

В

Д

Д*(В/(В+Д))

Д*(Д/(В+Д))

Д

В+Д

В

Д

В+Д

Члены служивых сословий получают жалование за обеспечение деятельности других сословий. Часть членов служивых сословий обеспечивают деятельность самих властных сословий. Численность членов служивых сословий определена в 7,7 миллиона человек, или 5,12 % населения[9]. Численность членов властных сословий, обеспечивающих деятельность их самих (деятельность властных сословий), составляет 5,12 % от 5,12 % , то есть равна 0,26 %[10] населения. Это собственно власть, то есть начальники или первые лица. Остальные члены властных сословий обеспечивают другие сословия, причем численность властных, обеспечивающих другое конкретное сословие, пропорциональна численности обеспечиваемого сословия. Это означает, что народ (66,3 % населения) обеспечивает 66,3 % от общего количества властных людей, активных – 15,2 % властных, маргиналов – оставшиеся 13,4 % властных.

Люди, принадлежащие к народу (бюджетники, пенсионеры, работающие по найму), составляют 66,3 % населения. Часть народа получает пенсии, стипендии, заработную плату, пособия за то, что обслуживает сам народ. Пример – учителя в тех школах, где учатся дети работающих по найму и бюджетников, или врачи участковых поликлиник, контингент которых составляют пенсионеры, бюджетники и работающие по найму. Доля представителей народа, обслуживающих народ, составляет 66,3 % от 66,3 % – доли народа в населении, то есть 43,9 % населения, или 66,3 % народа, обслуживает сам народ. Оставшаяся часть народа обслуживает другие сословия, причем, как в предыдущем случае, численность народа, занятого в обслуживании активного населения – другой группы сословий, например, пропорциональна численности активного населения и составляет 15,2 % от народа.

Часть людей, отнесенных к активному населению, обслуживает (получает доходы от обслуживания) само активное население. Это профессиональные предприниматели, такие как деятели финансовых рынков. Эта доля составляет 15,2 % от 15,2 % – доли этой группы сословий в населении страны, то есть 2,3 %. Оставшиеся 97,7 % активного населения обслуживают другие сословия.

Часть маргинального населения, пропорциональная его доле в общем населении страны, обслуживает само маргинальное население. То есть 13,4 % от маргинального населения получают доходы (подаяние, пайку, паек, долю) от обслуживания самих маргиналов. Это означает, что 1,79 % населения составляют «профессиональные» маргиналы и люди, для которых основным источником дохода являются криминальные операции.

Такая логика позволяют построить таблицу, в которой население страны представлено как совокупность сословий, обслуживающих и обеспечивающих деятельность других сословий.

Таблица 9. Модель социальной структуры России

Социальные группы – сословия с их источниками доходов

 

 

 

 

Уровни структуры + источники дохода

Члены служивых сословий. 7,7 млн, или 5,1 % населения

(жалование)

Пенсионеры, бюджетники, работающие по найму. 99 млн, или 66,3 % населения

(пенсия, пособие, зарплата)

Предприниматели, коммерсанты, лица свободных профессий, купцы.

22,7 млн, или 15,2 % населения

(рыночный доход, навар, гонорар, грант)

Внесословные, судимые и лишенные свободы, ограниченные в правах. 20 млн, или 13,4 % населения

(паек, пайка, доля)

ВСЕГО

 

Властный

(жалование, премии, компенсационные выплаты разного рода, административная рента)

Власть – члены служивых (властных) сословий. Около 0,26 % населения из числа занятых во власти получают жалование за обслуживание власти. Примерно 391 863 человека

Члены служивых сословий, получающих жалование за обеспечение народа. Около  3,39 % населения –  примерно 5 072 321 человек

Члены служивых сословий, получающих жалование за обеспечение предпринимателей, коммерсантов и пр. Около 0,78 % населения – примерно 1 163 538 человек

Члены служивых сословий, получающих жалование за обеспечение (контроль) внесословных, судимых и пр. Около 0,69 % населения – примерно 1 024 836 человек

5,12 %

Народный

(зарплата, пенсия, пособия, рента от сословного статуса)

Народ, получающий зарплату, пенсии, пособия за обслуживание власти. Около 3,39 % населения – примерно 5 072 321 человек

Народ, получающий зарплату, пенсии и пособия за обслуживание народа. Около 43,93 % населения – примерно 65 656 716 человек

 

Народ, получающий зарплату, пенсии, пособия за обслуживание предприниматель- ства. Около 10,08 % населения – примерно 15 060 977 человек

Народ, получающий зарплату, пенсии, пособия за обслуживание криминалитета и, в силу этого, сам маргинализирую- щийся и криминализирую- щийся. Около 8,88 % населения – примерно 13 265 590 человек

66,28 %

Рыночный

(рыночный (купеческий) доход, гонорар, грант, навар, рента от сословного статуса)

Предприниматели, имеющие доходы от обслуживания власти. Около 0,78 % населения – примерно 1 163 538 человек

Предприниматели, имеющие доходы от обслуживания народа. Около 10,08 % населения – примерно 15 060 977 человек

Бизнесмены и коммерсанты, имеющие доходы от обслуживания бизнеса. Около 2,31 % населения – примерно 3 454 833 человека

Предприниматели, имеющие доходы от обслуживания маргиналов и криминалитета. Около 2,04 % населения – примерно 3 042 990 человек

15,2 %

Маргинальный – криминальный

(паек, пайка, доля от хищений, рента от криминального статуса)

Маргиналы и криминалитет, имеющие доходы от обслуживания власти. Около 0,69 % населения – примерно 1 024 836 человек

Маргиналы и криминалитет, имеющие доходы от обслуживания народа. Около 8,88 % населения – примерно 13 265 590 человек

Маргиналы и криминалитет, имеющие доходы от обслуживания предпринимателей. Около 2,04 % населения – примерно 3 042 990 человек

«Враги народа» – профессиональные преступники, имеющие доходы от обслуживания маргиналов и криминалитета. Около 1,79 % населения – примерно 2 680 242 человека

13,39 %

ВСЕГО

5,12 %

66,28 %

15,2 %

13,39 %

100 %

Первая строка таблицы 9 показывает распределение представителей властных сословий по усредненным значениям численности групп в зависимости от того, какие другие сословия они обеспечивают.

Члены властных сословий, получающие жалование (и прочие доходы, включая административную ренту) за обеспечение самой власти, – это люди, которые власть персонифицируют, начальники в прямом смысле этого слова. Они поддерживают в рабочем состоянии саму структуру власти. Члены служивых сословий, получающие жалование за обеспечение народа (пенсионеров, бюджетников, работающих по найму), – это чиновники, которые обеспечивают выплаты пенсий и пособий, контроль за заработной платой, контроль условий труда и быта и многое другое.

Члены служивых сословий, обеспечивающие активное население, – разного рода правоохранители, гражданские служащие и прочие, контролирующие за жалование предпринимательскую активность, выдающие лицензии и прочие разрешения на деятельность, взимающие налоги, осуществляющие репрессивные мероприятия по отношению к тем, кто нарушает введенные государством нормы и правила. Члены служивых сословий, обеспечивающие маргинальные группы, – правоохранители, военнослужащие, государственные гражданские служащие, судьи, депутаты, получающие свое жалование за то, что они контролируют поведение разного рода маргиналов.

Вторая строка таблицы 9 показывает народ в его отношениях с другими сословными группами.

Члены сословий, составляющих народ, занятые в обслуживании властных сословий, – учителя, врачи, работающие по найму во властных организациях и учреждениях. Кроме того, это пенсионеры государственной, военной и правоохранительной служб, а также персональные пенсионеры. Члены сословий, составляющие народ и получающие зарплату за обслуживание народа, составляют большую часть бюджетников; в эту же категорию входят пенсионеры по труду и старости, а также иждивенцы в семьях бюджетников, пенсионеров и работающих по найму.

Члены сословий, составляющие народ и получающие свои зарплаты и пособия за обслуживание разного рода предпринимателей и лиц свободных профессий, это работающие по найму у предпринимателей, обслуга лиц свободных профессий, учителя частных школ и персонал частных больниц. Кроме того, это пенсионеры по труду и возрасту, частично занятые в обслуживании предпринимателей и лиц свободных профессий.

Члены сословий, составляющих народ, занятые в обслуживании маргинальных (таких как официальные безработные) и криминальных групп населения и получающих за это зарплату, это, например, учителя и врачи в системах исполнения наказаний и миграционной службы, работающие по найму в органах Министерства внутренних дел, а также люди, получающие заработную плату за обслуживание разного рода криминализованных бизнесов, от игорного до торговли наркотиками. В силу непосредственного взаимодействия с теми слоями, которые эти представители народа обслуживают, они неизбежно сами маргинализуются и криминализуются.

Третья строка таблицы 9 показывает роль предпринимателей, коммерсантов и лиц свободных профессий в их отношениях с другими группами населения.

Предприниматели, коммерсанты и лица свободных профессий, получающие свои доходы и гонорары от обслуживания властных сословий, – люди, выполняющие разного рода контрактные работы по государственному заказу, адвокаты, работники средств массовой информации, люди творческих профессий, обслуживающие власть и с ней тем самым связанные. Сюда же могут быть отнесены священнослужители, оказывающие услуги власти (например, в частях Российской армии). В этой группе представлены как «олигархи», имеющие «властные крыши», так и представители среднего и малого бизнеса, деятельность которых невозможна без государственного заказа или без «крышевания» со стороны членов властных сословий.

Предприниматели, коммерсанты и лица свободных профессий, получающие свои доходы, обслуживая народ – пенсионеров, бюджетников, работающих по найму. Это владельцы сетевых торговых систем, магазинов, мелких производств, ориентированных на массовый спрос и обслуживающих людей, живущих на пенсии, зарплаты и пособия. Кроме того, к этой группе можно отнести репетиторов, частнопрактикующих врачей, медицинских сестер и пр., официально числящихся работающими в учреждениях и организациях, но продающих свои услуги за гонорар представителям народа.

Предприниматели, коммерсанты и лица свободных профессий, имеющие доходы от обслуживания себе подобных, это своего рода элита данного социального слоя, ориентированная на обслуживание людей с высокими и очень высокими доходами и уровнем потребностей. К этой группе относятся «дорогие» адвокаты, экономические и финансовые консультанты, владельцы бутиков и дорогих магазинов и их сетей, предприниматели, предоставляющие «элитные» услуги, банкиры, «дорогие» врачи и разного рода целители и т. д., и т. п.

Предприниматели, коммерсанты, лица свободных профессий, получающие доходы от обслуживания маргинализованных и криминализованных слоев населения, это владельцы магазинов и сетей, обслуживающих «зоны» и их окружение, поставщики нелегальных товаров и услуг (проституция, изготовление и сбыт наркотиков и оружия, скупка и реализация краденого, реализация контрафакта и пр.), адвокаты, ведущие дела «авторитетных» людей, контрабандисты и т. д.

Четвертая, последняя, строка таблицы 9 показывает маргинализованное и криминализованное население в его отношениях с другими сословными группами.

Маргиналы, криминальные (судимые, осужденные) люди, ограниченные в правах, получающие свои доходы от обслуживания властных сословий. К этой группе относятся служащие по призыву (имеют паек и довольствие), мигранты, неформально занятые в обслуживании властных учреждений, организаций и чиновников, в этих организациях служащих (имеют долю от дохода чиновников, привлекающих их для выполнения работ). Сюда же входят бандиты и контрабандисты, действующие «под крышей», которую обеспечивают члены служивых сословий, поставщики нелегальных услуг и товаров, потребляемых членами служивых сословий, и многие другие категории людей, живущих на долю от криминального дохода.

Маргиналы, криминальные, ограниченные в правах, имеющие доходы от обслуживания народа – это бытовые и профессиональные воры, мелкие бандиты, по возможности обирающие бюджетников, пенсионеров и работающих по найму. Именно с этой категорией населения обычно ассоциируются представления о криминальной субкультуре. Маргиналы, криминальные, ограниченные в правах, обслуживающие предпринимателей, коммерсантов и лиц свободных профессий, имеют свою долю в доходах «купцов» (групп активного населения), обеспечивая им «защиту» их деятельности или принимая в ней участие в качестве исполнителей тех коммерческих операций, которые невозможно осуществлять легально.

Наконец, маргиналы, криминальные и ограниченные в правах, обслуживающие виды деятельности, специфичные для этих сообществ, это элита теневого мира, ее авторитеты и законники, в деятельности которых осуществляется воспроизводство субкультуры. Они имеют доли в каждой нелегальной деятельности, реализуя принципы специфической для этой среды социальной справедливости – понятия (бандиты) или воровской закон (воры).

Численные значения относительных величин, использованные в таблице 9, для большей наглядности выделены в таблицы 10 и 11.

Таблица 10. Численное представление социальной структуры в относительных величинах при усредненных значениях численности групп

 

 

Власть

Народ

Активное население

Маргиналы

Итого

 

 

0,0512

0,6628

0,152

0,1339

1

Власть

0,0512

0,0026

0,0339

0,0078

0,0069

0,0512

Народ

0,6628

0,0339

0,4393

0,1008

0,0888

0,6628

Активное население

0,152

0,0078

0,1008

0,0231

0,0204

0,152

Маргиналы

0,1339

0,0069

0,0888

0,0204

0,0179

0,1339

Итого

1

0,0512

0,6628

0,152

0,1339

1

Таблица 11. Численное представление социальной структуры в абсолютных величинах при усредненных значениях численности групп

 

 

Власть

Народ

Активное

Маргинальное

Итого

 

 

7 652 558

99 055 605

22 722 339

20 013 658

149 444 160

Власть

7 652 558

391 863

5 072 321

1 163 538

1 024 836

7 652 558

Народ

99 055 605

5 072 321

65 656 716

15 060 977

13 265 590

99 055 605

Активное

22 722 339

1 163 538

15 060 977

3 454 833

3 042 990

22 722 339

Маргинальное

20 013 658

1 024 836

13 265 590

3 042 990

2 680 242

20 013 658

Итого

149444160

7 652 558

99 055 605

22 722 339

20 013 658

149 444 160

Симметричность таблицы относительно диагонали является важным следствием первоначальной гипотезы. Она означает, что численность «властного» населения, обслуживающего «народ», равна численности «народа», обслуживающего «власть»; численность «властного» населения, обслуживающего «активное население», равна численности «активного населения», обслуживающего «властное», и т. д.

При этом из численной симметрии вовсе не следует, что в отношениях взаимного обслуживания двух симметричных групп участвуют одни и те же люди. 5 млн представителей властных сословий обслуживают «народ», но совершенно не обязательно, что это тот же самый «народ», который обслуживают «власть». Впрочем, и ограничений на пересечения этих двух совокупностей в представляемой логике не существует.

В качестве вывода важно отметить, что представленное в таблице 8 распределение позволяет моделировать в рамках, ограниченных формализмом, изменения социальной структуры России. Оно создает точку отсчета, дает возможность фиксировать отклонения от расчетных значений при описании социальных структур конкретных муниципалитетов и строить гипотезы о причинах отклонений, которые могут быть эмпирически проверены.

Модель, на основе которой была составлена таблица, показывает, как разные сословия связаны между собой фиксированными отношениями получения доходов, и в целом представляет сословную (социальную) структуру России. Она может использоваться, в частности, для анализа социальной структуры в конкретных поселениях. В особенности в тех поселениях, где более-менее точно известны как численность населения, так и состав групп – таких как предприниматели и лица свободных профессий, народ (работающие по найму, пенсионеры, бюджетники). Логика модели позволяет формировать представление о социальной структуре в целом, опираясь на несколько известных или полученных в ходе эмпирического исследования параметров.

Еще одним полезным свойством модели является то, что она позволяет фиксировать скрытые эффекты сословной социальной стратификации. В частности, выдвигать гипотезы, связанные с тем, как, при изменении численности того или иного сословия будет соответствующим образом изменяться и численность остальных. Варьируя численность (доли в общем объеме) тех или иных групп, можно увидеть, как будут изменяться их относительные доли в результате властных стремлений изменить численность отдельных сословий и их групп[11]. Так, при сокращении численности аппарата управления уволенные чиновники не исчезнут «в никуда». Они пополнят, в соответствии с общими пропорциями, численность других сословий: активного населения, народа и даже маргиналов. Так, неоднозначным следствием сокращения госаппарата на 20 % становится рост числа профессиональных преступников на 2 процента.

Главным ограничением представленной модели является то, что, ввиду отсутствия в отечественной социальной статистике соответствующих учетных групп, адекватно оценить их численность на сегодняшний день не представляется возможным.

Другие ограничения уже либо упоминались в сносках, либо подразумевались. Например, неизвестно, является ли исчерпывающим список государственных учреждений по видам служений (по численности людей, в них занятых). Непонятно также, исключают ли (статистически) выделяемые друг друга группы, и нет ли пересечений, скажем, между пенсионерами и работающими во «власти» или с «предпринимателями» (двойственности статусов).

Конечно, мы были вынуждены пользоваться несовершенной методикой подсчетов и зачастую сопоставлять численность по данным с разбросом в несколько лет. Однако это ограничение можно преодолеть при более пристальном изучении.

Таким образом, можно надеяться разве что на верный порядок величин. Дробные или излишне «точные» численности групп модели (матрицы взаимоотношений сословий) есть результат расчетов и имеют лишь косвенное отношение к статистике (через численность исходных четырех групп).

Гипотеза, в соответствии с которой строится модель социальной структуры, также должна быть экспериментально доказана и верифицирована. Необходимо проверить приведенные в работе следствия из указанной теории, а также, если это представится возможным, экспериментально оценить численность групп взаимного обслуживания и сопоставить их с теоретическими значениями и на основании их корреляции сделать выводы о правдоподобности модели и гипотезы.

Безусловно, существует множество факторов, искажающих гипотезу о пропорциональном взаимном обслуживании групп сословий. Особенно эти диспропорции должны проявляться при попытках интерпретации модели в территориальном отношении. К примеру, подавляющее большинство служащих ФСИН обслуживают маргинальное население. Тем не менее в выбранном масштабе (когда служащие ФСИН включены в группу сословий «власть») это незаметно, в то время как эмпирическое описание социальной структуры поселений, существующих около исправительных учреждений, позволит зафиксировать увеличение доли такого рода служивых людей в населении, а значит, и большую концентрацию властных в популяции.

Разумеется, высока погрешность предположений о пропорциональном распределении некоторых групп населения по всем группам сословий (табл. 9). Вероятно, у каких-то сословий по каким-то причинам детей больше, а где-то – выше безработица.


[1] Кордонский С. Сословная структура постсоветской России. М., 2008.

[2] Отходники – лица, основным источником доходов которых является самостоятельно найденная вне места постоянного проживания временная или сезонная работа, предполагающая систематическое длительное пребывание человека вне семьи.

[3] Таких как Александр Аузан. См.: Аузан А. А. Договор 2009: В поисках нового контракта, газетная версия публичной лекции в клубе – литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру», 2009 (http://www.novayagazeta.ru/politics/44691.html); Аузан А. А. Переучреждение государства. Общественный договор. М.: Европа, 2006.

[4]То, что тип и источник дохода для стратификации российского сословного общества играют большую роль, чем размер дохода, является его ключевым отличием от других типов обществ, прежде всего – обществ классово-капиталистического типа. См.: Thompson W., Hickey J. Society in focus. Boston, 2005.

[5] Идея использовать в данной работе сопряжение типов и источников дохода как стратификационный признак принадлежит Ю. М. Плюснину, см.: Плюснин Ю. М. Общественная активность населения малых городов // Вопросы государственного и муниципального управления. – М.: Изд-во ГУ–ВШЭ, 2010. № 1. С. 116–121.

[6] Несмотря на все вводные ограничения, представленные ниже цифры численности сословий в лучшем случае характеризуют порядок величин.

Данные о численности тех или иных категорий сословий являются закрытыми (например, реестры и регистры государственной, военной и правоохранительной службы, численность судимых), поэтому мы вынуждены пользоваться экспертными оценками. Численность государственных служащих по разным источникам существенно различается, так что мы руководствуемся в основном данными Росстата. Статистики отходников не существует, поэтому мы опираемся на экспертные оценки и результаты эмпирических исследований, по которым в каждой пятой российской семье есть отходник. Росстат считает работающими по найму все работающее население, не выделяя в нем служащих, предпринимателей и т. п., поэтому мы выделяем работающих по найму по остаточному принципу. Статистики по лицам свободных профессий и фрилансерам не ведется, поэтому мы руководствуемся в основном экспертными оценками.

[7] В соответствии с методологией Международной организации труда численность безработных значительно превышает численность лиц, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных.

[8] Нормативы обеспеченности «на 1000, 10 000, 100 000 тысяч человек» являются базовыми социальными параметрами, на которых основываются практически все государственные документы, плановые расчеты и пр.

[9] Значения округлены.

[10] Дробные значения есть результат расчетов, а не измерений.

[11] Возможно создание и более диверсифицированной модели отношений взаимного обслуживания с помощью разделения каждой из групп на более мелкие элементы (к примеру, для того, чтобы рассмотреть отношения взаимодействия различных видов государственных служащих). Однако более мелкое дробление будет увеличивать погрешности – в силу свойств отечественной социальной статистики.