Мы убѣдились бы, что русскiй народъ вовсе не похожъ ни на благоуханнаго ангела, какимъ рисуютъ его славянофилы, ни на кровожаднаго льва или тигра, какимъ выставляютъ его французскiе террористы и салонныя барыни. Если ужъ непремѣнно нужно искать для русскаго человѣка звѣринаго образа, то ужъ скорѣе его можно сравнить съ медвѣдемъ родныхъ лѣсовъ, который крѣпко любитъ ломать все и всѣхъ, когда раззудится плечо, но который, попавъ на цѣпь, кротко пляшетъ на заднихъ лапахъ. Но не слѣдуетъ забывать, что медвѣдь, по народному русскому повѣрью, былъ когда-то человѣкомъ и разжалованъ въ звѣри лѣснымъ духомъ собственно за нигилизмъ. Легенда говоритъ, что предокъ медвѣдей былъ русскiй мужикъ, котораго лѣсной духъ полюбилъ за его прямоту и одарилъ сперва деньгами, потомъ сдѣлалъ старостою, потомъ пожаловалъ въ генералы, наконецъ произвелъ въ цари, но мужикъ и особенно его баба, все еще не довольствуясь своимъ положенiемъ, пожелали сдѣлаться: онъ — богомъ, а она — богородицею. Духъ, наконецъ, не выдержалъ, и въ наказанiе за такое ненасытимое отрицанiе всѣхъ осуществимыхъ на землѣ благъ, сдѣлалъ мужика медвѣдемъ, а его жену — медвѣдицею. Смыслъ басни показываетъ, что нѣтъ никакого основанiя отлагать надежду на умилостивленiе добраго духа и на возвращенiе медвѣдя въ первобытное человѣческое состоянiе.

Что въ русскомъ народѣ существуютъ задатки для самаго широкаго человѣческаго развитiя, въ этомъ можетъ сомнѣваться только тотъ, кто его никогда не видѣлъ. Стоитъ только посмотрѣть хоть разъ на нашего крестьянина, когда онъ идетъ объ руку съ татариномъ, нѣмцемъ, полякомъ, жидомъ, англичаниномъ, чувашемъ; стоитъ взглянуть на него, когда онъ набожно снимаетъ шапку и крестится при встрѣчѣ съ гробомъ католика или протестанта, чтобъ убѣдиться разъ навсегда, что въ русскомъ человѣкѣ нѣтъ никакой наклонности къ исключительности и твердымъ направленiямъ. Можетъ быть, этотъ самый недостатокъ и былъ главною причиною медленнаго развитiя нашей исторiи, но несомнѣнно, что онъ же служитъ залогомъ широкихъ успѣховъ въ будущемъ. Слiянiе сословiй и равенство правъ — эти величайшiя блага, которыя достались французамъ ценою страшныхъ пожертвованiй и которыя никакъ не даются нѣмцамъ — постоянно лежали въ основанiи нашихъ народныхъ понятiй и хотя развитiе ихъ долго было замедляемо и уродуемо силою татарскихъ и другихъ влiянiй, но самыя начала никогда не могли быть искоренены или испорчены въ конецъ. Доказательствомъ тому служитъ быстрое развитiе ихъ съ той самой минуты, какъ рухнуло крѣпостное право.

«Отечественныя записки», 1863, № 1, с. 17–18