Для начала приведу несколько выдержек из писем.

Несовершеннолетний осужденный пишет брату:

«Дорогой братишка, психологи проводят с нами занятия, обучают, как управлять своими эмоциями, как разрешать конфликтные ситуации без кулаков, как устраиваться на работу. Мы проигрываем трудные ситуации, которые могут встретиться на свободе. Это интересно. Вот только поможет ли в реальной жизни ? Пока не знаю...»

А вот выдержка из письма бывшей осужденной, которое еще 20 лет назад передала мне доктор педагогических наук, профессор Пермского государственного педагогического университета Алевтина Степановна Новоселова. При ее непосредственном участии в 80-е годы в Перми была создана первая психологическая лаборатория в женской исправительной колонии.

«Уважаемая Алевтина Степановна! Пишет Вам бывшая осужденная М... Вот уже полгода я на свободе. С трудом устроилась на работу. Какой-то был заколдованный круг: паспорт не могла получить, потому что нет прописки и работы, а на работу не принимают, потому что нет паспорта. Да и боялись, по-видимому, брать на работу нас, бывших “зэчек”, как они выражаются. Порой хотелось на все плюнуть... и вновь податься в “малину". Ho удерживала судьба маленькой дочери, по которой я очень соскучилась, и данное Вамслово, что больше не сяду... В трудные моменты я всегда вспоминала нашу группу, аутотренинг, упражнения, которые мы выполняли, Ваши напутствия, и сразу становилось легче на душе, появлялись новые силы.

Работаю в строительном управлении. Часть рабочих относится недоверчиво. Направляют на самые сложные участки. Очень не хватает Вашей поддержки».

Уже эти два письма говорят о том, что психологическая служба в уголовноисполнительной системе (УИС) реально помогает заключенным.

Должность тюремного психолога в СССР стали вводить в 70-е годы прошлого века в воспитательных колониях для несовершеннолетних. В конце 80-х в порядке эксперимента были созданы две психологические лаборатории (по четыре - пять специалистов в каждой) во взрослых исправительных учреждениях. Начиная с 1992 года такие лаборатории стали создаваться на регулярной основе в исправительных учреждениях всех субъектов РФ. Сегодня в УИС России работает уже 3,5 тыс. психологов.

Среди причин, обусловивших появление психологической службы в пенитенциарной системе, отметим две главные. Первая — изменение уголовно-исполни- тельной политики, постепенный переход от идеи возмездия, кары к идее исправления, возвращения в общество законопослушных граждан.

Важность изучения психологии преступника и на Западе, и в России стали осознавать лишь во второй половине XIX века. Видный российский юрист С. И. Баршев в работе «Взгляд на науку уголовного законоведения» (1858) писал, что ни один вопрос уголовного права не может быть решен без психологии. Именно она учит законодателя «видеть в преступнике не необузданного зверя, а человека, которого нужно перевоспитывать».

На рубеже XIX и XX веков психологи начинают активно заниматься изучением личности преступников, описанием особенностей поведения человека в местах лишения свободы и разработкой конкретных рекомендаций по дифференциации и индивидуализации процесса исполнения наказания.

В 1955 году в Женеве на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями был принят исторический документ «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными». В нем, как и в подготовленных на его основе «Европейских пенитенциарных правилах» (последняя редакция — февраль 2006 года) дан перечень специалистов, которыми должно располагать каждое пенитенциарное учреждение. В этом перечне присутствуют и психологи.

Второе обстоятельство, способствовавшее становлению психологической службы, — значительный прогресс практической психологии. Хотя первые психологические службы, как отмечалось выше, были созданы в 70-х годах прошлого века, сколько- нибудь значительного распространения эта практика не получила. И именно по причине слабого развития практической психологии, отсутствия психодиагностических методик, психокоррекционных программ, неподготовленности выпускников соответствующих факультетов к решению практических задач. Ho на рубеже XX и XXI веков ситуация коренным образом изменилась. Психологический инструментарий значительно усовершенствовался, в десятки раз выросла численность студентов, обучающихся на психологических факультетах, изменилась система их подготовки. Все это позволило перейти от отдельных экспериментов к созданию полноценной психологической службы в системе исполнения наказаний.

Эта служба имеет четкую иерархическую структуру. Основная масса психологов (до 90%) работает непосредственно в исправительных учреждениях и следственных изоляторах. Здесь созданы психологические лаборатории по два-три психолога в каждой. Это соответствует средней нагрузке 368 человек на специалиста, хотя в соответствии с нормативом на одного психолога должно приходиться 300 осужденных и сотрудников в исправительных колониях и 100 — в воспитательных (для несовершеннолетних).

В аппаратах управлений территориальных органов УИС введена должность начальника психологической службы, а в крупных субъектах Федерации созданы психологические группы, отделения. Они, в частности, занимаются подбором психологических кадров, руководят деятельностью психологов в подразделениях, изучают, обобщают и распространяют положительный опыт, отвечают за развитие психологической службы в данном субъекте.

В каждом территориальном органе УИС имеются также центры психодиагностики при военно-врачебных комиссиях, через которые проходят все кандидаты, поступающие на службу во ФСИН. Введены должности психологов и в таких структурных подразделениях службы, как отделы специального назначения (обеспечивают общественный порядок, прежде всего при осложнении оперативной обстановки, групповых эксцессах и т. п.); управления по конвоированию (осуществляют этапирование осужденных); отделы охраны. Имеются психологические службы и в образовательных учреждениях ФСИН России.

В 2001 году в 12 территориальных органах УИС были созданы межрегиональные психологические лаборатории (МПЛ), ведущие научно-прикладные исследования. Это своего рода полигоны, где в реальных условиях апробируются новые отечественные и зарубежные психотехнологии. МПЛ также оказывают помощь территориальным органам в решении проблем, относящихся к области психологии, организуют стажировку психологов.

Вершина организационной пирамиды — отдел психологической службы ФСИН России. Его основные функции: стратегическое планирование; нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение психологических служб УИС; координация их деятельности; обеспечение нормального функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации пенитенциарных психологов; контроль; взаимодействие с психологическим сообществом.

Психологическая работа с заключенными ведется по трем основным направлениям: психологическая диагностика, изучение личности; психологическая профилактика деструктивных явлений в среде осужденных; психологическая коррекция личности и поведения.

Необходимость в психологической диагностике осужденного возникает во многих случаях, в обязательном порядке она проводится по прибытии осужденного в исправительное учреждение и размещении его в карантине (изолированном от других отделений участке).

Изучение личности осужденных в карантине — одна из важнейших функций психолога-практика. По результатам этой работы составляется научно обоснованный прогноз поведения человека в местах лишения свободы. Психолога интересуют прежде всего ценностные установки осужденного; мотивы и обстоятельства совершенного преступления; отношение к содеянному, жертве, наказанию; социальный статус и социальное окружение; контактность, эмоциональность, способность приспособиться к новой обстановке; волевые качества; уровень психического развития и интеллекта; психическое состояние осужденного, его планы и намерения; отклонения от нормы, такие как жестокость, агрессивность.

На каждого обследованного в карантине составляется краткая психологическая характеристика и рекомендации по организации процесса исполнения наказания. Эти характеристики учитываются при распределении осужденных по отрядам.

Психологов, как правило, привлекают для проведения диагностики осужденного и когда решается вопрос об изменении условий его содержания (условнодосрочном освобождении, переводе в колонию-поселение или предоставлении права передвижения без конвоя). Это чрезвычайно ответственное мероприятие, поскольку между психологическими свойствами осужденного и его поведением нет жесткой связи. К тому же здесь очень многое зависит от ситуативных факторов. Поэтому, составляя прогноз поведения человека, важно хорошо представлять себе условия, в которых ему предстоит оказаться.

На первых порах от заключений психологов сотрудники исправительных учреждений часто отмахивались: «Что мне могут подсказать эти юнцы, если я всю жизнь проработал в колонии и любого заключенного вижу насквозь?» Ho постепенно пришло понимание, что прогнозы психологов, как правило, оправдываются, более того — они гораздо точнее тех, что делают, основываясь на профессиональной интуиции, многоопытные практики.

Был случай, когда в одной из исправительных колоний заключенная написала заявление с просьбой предоставить ей отпуск. Поскольку эта женщина характеризовалась исключительно положительно, администрация сочла возможным просьбу удовлетворить. Возражала лишь молодой психолог, которая, проведя тестирование и побеседовав с осужденной, пришла к выводу, что та скрывает свои истинные намерения. Начальник учреждения не внял доводам специалиста. В итоге женщина к назначенному сроку не вернулась в колонию, и потребовался месяц, чтобы ее задержать.

К деструктивному поведению склонен значительный процент заключенных, и для них психологическая профилактика — абсолютная необходимость. По состоянию на 2007 год на учете психологов состояли более 600 тыс. осужденных. Из них с признаками психических отклонений — 73 961, с повышенной агрессивностью и возбудимостью — 126 695, склонных к суицидам и членовредительству — 87 743, склонных к другим формам деструктивного поведения — 210 414 человек.

С этими лицами проводится целенаправленная психокоррекционная работа как индивидуально, так и в группах. Любопытный факт: в зарубежных пенитенциарных учреждениях уровень суицидов (число случаев за год на I 000 осужденных) выше, чем среди гражданского населения. А в таких же учреждениях России данный показатель (0,3) ниже. В какой-то мере это результат работы и психологов. Ho, конечно, здесь сказываются и другие факторы: наши люди легче переносят бытовые трудности, да и наказание заключенные отбывают у нас по большей части не в тюрьмах с камерным содержанием, а в исправительных учреждениях, где имеется относительная свобода перемещения, что способствует профилактике «тюремного стресса».

Рядом групповых эксцессов в российских исправительных учреждениях был отмечен 2007 год, о чем много говорилось в средствах массовой информации. Анализировать их причины мы здесь не будем, но отметим, что психологическая служба извлекла из этих эпизодов определенный урок. Психологи стали концентрировать внимание не только на личности осужденных, но и на социально-психологической обстановке в их среде: групповых мнениях; настроениях, слухах; отношениях между осужденными (в первую очередь, между активом и основной массой), между ними и персоналом; особенностях малых групп, в том числе этнических и земляческих; причинах возникновения конфликтных ситуаций. Эта информация помогает сотрудникам пенитенциарных учреждений контролировать уровень социально-психологической напряженности, добиваться его снижения.

Часть профилактической работы берут на себя так называемые секции психологической помощи. Эта форма родилась из практики и показала свою жизненность. Как правило, членами таких секций становятся авторитетные, контактные, положительно характеризующиеся осужденные, многие из которых на личном опыте убедились, сколь эффективной бывает помощь психолога. Профессиональный психолог регулярно проводит с ними занятия, обучает их методам визуальной диагностики, разрешения конфликтов, снятия эмоционального напряжения, технике консультирования.

За рубежом такая форма работы — «равный помогает равному» — также получила распространение. Благодаря ей повышается уровень самоконтроля у самих членов секций; резко расширяется круг лиц, способных оказать психологическую помощь осужденным; удается на ранних этапах выявлять нарастание напряженности в среде заключенных и предотвращать групповые эксцессы, эффективнее разрешать локальные конфликты.

Сколь ни важна профилактика, главное в деятельности психологической службы — оказание психологической помощи осужденным. Право на такую помощь закреплено Федеральным законом № 161-ФЗ от 8 декабря 2003 года. Основополагающий принцип психологической поддержки — добровольность — также нашел отражение в законе: «Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия» (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, ст. 12, п. 6.1).

Одна из форм такой поддержки — психокоррекция личности и поведения заключенного. В российской и мировой пенитенциарной практике применяется много разнообразных исправительных (психокоррекционных) программ. В частности, широкое распространение получили когнитивно-поведенческие тренинги, рассчитанные в основном на осужденных за насильственные преступления. Они построены так, что у осужденного в ходе ролевых игр, дискуссий постепенно меняется представление о себе, окружающих, жертве совершенного им преступления, он начинает испытывать чувство вины. Задача по сути состоит в том, чтобы блокировать психологические механизмы, которые мешают человеку объективно оценивать ситуацию и свои поступки. Когнитивно-поведенческие тренинги весьма эффективны, но проводить их нужно два-три раза в неделю на протяжении 9—12 месяцев. Причем в группе не должно быть больше 8—12 человек. Обеспечить такие условия удается лишь в отдельных исправительных учреждениях. Поэтому предпочтение обычно отдается краткосрочным коррекционным программам (до 30 часов).

Исторически сложилось, что в России большой популярностью пользуется такой вид психокоррекции, как арт-терапия, в частности театр-терапия.

Под руководством психолога осужденные пишут и разыгрывают небольшие пьесы, основанные на эпизодах из их жизни, ставят спектакли, как правило, посвященные нравственно-этическим проблемам. Играя ту или иную роль, человек невольно идентифицирует себя с персонажем, начинает жить его чувствами и представлениями и таким образом переоценивает свои ценности. Важно, что театр оказывает сильнейшее психотерапевтическое действие не только на участников спектакля, но и на зрителей:

«Зал покинула с мыслью, что не все еще потеряно»; «Сожаление о том, что случилось в моей судьбе. Злость на себя за ошибки, которых могло и не быть. Надежда в сердце...»; «Я плакала. А на душе было спокойно. Как будто очистилась от чего-то»; «Думала о себе, об отношениях со своим отцом. Как же мы несправедливы к близким людям»; «Все время плакала. Вспоминала свою жизнь. Так захотелось начать все заново»; «Настроение было прекрасное. Как будто я побывала за пределами зоны. Театр нужен колонии. Это душевный эликсир».

Театр-терапия в исправительном учреждении не только «лечит», но и позволяет раскрыть творческий потенциал личности. В 2003 году во MXATe им. Чехова был поставлен спектакль «Мой голубой друг» по пьесе участницы психотерапевтического театра Екатерины Ковалевой, отбывавшей срок за убийство. Чтобы автор мог присутствовать на премьере, ей был оформлен отпуск с выездом за пределы учреждения.

Широкое распространение в исправительных учреждениях получили методы групповой психологической коррекции. Как пишет признанный авторитет в области социальной психологии Курт Левин, «...легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». В группе осужденный начинает смотреть на себя «глазами других людей», свои личные проблемы ему уже не представляются чем-то уникальным, приобретается новый опыт доверительного общения, который переносится в повседневную жизнь.

Помимо коррекции, другая важнейшая задача пенитенциарного психолога — помочь осужденному адаптироваться к условиям неволи. Оторванность от семьи и общества, строгий распорядок дня, однообразная пища, скученность, невозможность выбрать себе соседей — все это нередко приводит к тяжелым психологическим нарушениям, «тюремному стрессу».

В 2007 году психологи УИС провели около 200 тыс. психологических консультаций и других индивидуальных психокоррекционных мероприятий для осужденных. Чаще всего предметом обсуждения становятся отношения с другими осужденными, представителями администрации, семейные неурядицы; обращаются к психологу по поводу повышенной раздражительности, тревожности, бессонницы и т. п.

Отдельное и важное направление работы психологической службы — психологическое сопровождение сотрудников УИС. Это и профессионально-психологи- ческий отбор кандидатов на службу, и оказание помощи новым сотрудникам в период адаптации, и психологическая помощь персоналу, повышение его психологической грамотности, мониторинг социально-психологического климата в коллективе и многое другое.

Работа в УИС — это постоянное взаимодействие с весьма специфическим человеческим материалом. Поэтому психологическая служба отвечает за то, чтобы все сотрудники уголовно-исполнительной системы, независимо от должности, обладали неким базовым уровнем психологической подготовки.

Чтобы успешно выполнять свои обязанности, работник пенитенциарного учреждения должен быть как минимум знаком с особенностями поведения осужденных (в том числе этническими и возрастными), личностными причинами противоправного поведения, тюремной субкультурой, методами профилактики и снятия стресса, разрешения конфликтных ситуаций — и это далеко не полный перечень.

Как ни удивительно, но эффективность работы психолога в значительной мере определяется материально-технической базой, которой он располагает. Прежде всего ему необходим отдельный кабинет для проведения индивидуальных бесед с осужденными и персоналом, а также помещение для групповой психокоррекционной работы. Таковые в большинстве исправительных учреждений уже имеются. Компьютер сегодня — тоже отнюдь не роскошь. Без него вести необходимые записи, их систематизировать весьма затруднительно, поскольку, как уже отмечалось, на каждого психолога приходится более трехсот осужденных. К сожалению, пока вычислительной техникой укомплектовано чуть более половины исправительных учреждений, поэтому весьма эффективной комплексной компьютерной программой «Рабочее место пенитенциарного психолога», разработка которой недавно завершилась, может воспользоваться далеко не каждый сотрудник.

Одна из функций отдела психологической службы (ОПС) ФСИН — организация научных исследований в области пенитенциарной практической психологии, внедрение их результатов.

В структуре НИИ ФСИН создан отдел научного обеспечения деятельности УИС, который ведет исследования, готовит учебные пособия и методические рекомендации.

Научная и методическая работа ведется и в высших учебных заведениях, которые готовят кадры для пенитенциарных психологических служб. Это, прежде всего, Академия ФСИН России, Вологодский институт права и экономики, Владимирский юридический институт.

Ежегодно на базе образовательных учреждений и учебных центров организуются курсы повышения квалификации и проблемные семинары для пенитенциарных психологов. Только за последний год таких семинаров было проведено 10. Вот темы некоторых: «Изучение и профилактика социально-психологических явлений, осложняющих оперативную обстановку», «Использование современных психотехнологий», «Эффективные методы психологической диагностики персонала и осужденных» и др.

О ПС сотрудничает с учеными-психологами других правоохранительных органов: МВД, прокуратуры. Идет постоянный обмен научно-методическими разработками, проводятся совместные семинары, конференции. Результатом сотрудничества стал выход таких фундаментальных трудов, как «Прикладная юридическая психология», «Энциклопедия юридической психологии» и др.

Пенитенциарная психология не может развиваться в отрыве от университетской науки. ОПС поддерживает постоянные контакты с Российским психологическим обществом, ведущими отечественными учеными-психологами. К примеру, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования В. С. Мухина выступала в роли научного консультанта по теме «Особенности совместного проживания осужденных женщин и детей, находящихся в домах ребенка при исправительных колониях», а последние шесть лет изучает психологию осужденных к пожизненному лишению свободы, регулярно бывает в учреждениях для содержания лиц данной категории, оказывает им психологическую помощь.

Хотя в обязанности работников психологических лабораторий исправительных учреждений и следственных изоляторов входит в основном решение практических задач, некоторые из них находят время для занятия наукой, благо объектом для исследования они обладают уникальным. За последние два года более 10 пси- хологов-практиков защитили кандидатские диссертации, а один — докторскую.

Конечно, у психологической службы много проблем — и научно-методиче- ских, и организационных, и правовых. В частности, давно назрела необходимость прописать в законе, что участие осужденного в психокоррекционных программах следует расценивать как стремление к исправлению и личностному росту и учитывать при решении вопроса об условно-досрочном освобождении.

В заключение следует отметить, что создание психологической службы — это качественно новый этап в развитии уголовно-исполнительной системы России. Он знаменует собой отход от карательной в сторону исправительно-восстановительной идеологии. Безусловно, превращение осужденных преступников в законопослушных граждан — задача чрезвычайно трудная, но отнюдь не безнадежная. Как отмечают авторитетнейшие ученые-психологи Ганс и Майк Айзенки, «...современная психология дает нам надежду на то, что могут быть разработаны эффективные методы изменения установок и поведения в направлении, благоприятствующем выживанию общества. Реабилитация преступников не является утопической мечтой или невыполнимой задачей. В наших силах решить эту задачу».