Этот номер журнала «Отечественные записки» целиком посвящен тюрьме, что освобождает меня от разъяснения того, за что попадают люди в места лишения свободы. Однако начнем эту статью именно с того момента, когда человек переступил за порог исправительного учреждения и оказался за колючей проволокой.

В представлении читателя, конечно, возникают суровые условия содержания осужденных в местах лишения свободы, камеры, решетки, наручники, резиновые дубинки, вооруженная охрана и т. д. Все это в тюрьме есть, применяется, или во всяком случае должно применяться в соответствии с законом, однако только такими жесткими мерами принуждения порядок в исправительном учреждении обеспечить трудно. Еще труднее добиться той цели, которая стоит перед уголовным наказанием, причем, обратите внимание, на первом месте. Это — исправление осужденных, т. е. такое изменение в их сознании, которое обеспечило бы при освобождении из мест лишения свободы их правопослушное поведение. Именно поэтому система мер принуждения не может существовать без продуманной и эффективной системы мер поощрения осужденных во время отбывания наказания. Читатель, конечно, вспомнит известную теорию «кнута и пряника» и будет прав.

Условно-досрочное освобождение является для осужденного наиболее действенным стимулом правомерного поведения в местах лишения свободы. Каждый осужденный после вынесения приговора и прибытия в тюрьму знает, когда он должен освободиться из мест лишения свободы по истечению срока наказания. При этом он знает не только год, месяц и день, но и даже часы такого освобождения: в законе определено, что осужденные освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания, если же срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается накануне, в предвыходной или предпраздничный день.

Тем более осужденные знают порядок условно-досрочного освобождения, который позволяет им выйти на свободу значительно раньше окончания установленного судом срока наказания. Здесь необходимо сказать, что стимул условно-досрочного освобождения ценен для большинства осужденных, но не для всех. Имеется такая немногочисленная категория осужденных, которая придерживается воровских традиций, в соответствии с которыми они должны отбывать весь срок наказания без какого-либо его сокращения. Как правило, это лидеры организованных преступных группировок, злостные нарушители режима исправительных учреждений.

Основания условно-досрочного освобождения, круг осужденных, на которых оно распространяется, установлены в Уголовном кодексе Российской Федерации, а порядок обращения осужденного с ходатайством об условно-досрочном освобождении регламентирован в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Решение об условно-досрочном освобождении принимает только суд по месту нахождения исправительного учреждения, поэтому порядок рассмотрения судом вопросов условно-досрочного освобождения урегулирован в Уголовно-про- цессуальном кодексе Российской Федерации. Теоретики права называют условнодосрочное освобождение межотраслевым правовым институтом. Это действительно так, как и справедливо то утверждение, что досконально в этом межотраслевом правовом институте могут разбираться, как правило, специалисты.

Интересен вопрос о тех категориях осужденных, которые могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение. В настоящее время условно-досрочное могут быть освобождены лица, отбывающие содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, включая и пожизненное лишение свободы. Как мы видим, возможность условно-досрочного освобождения имеется у каждого осужденного, попавшего в места лишения свободы. Ранее такой «свет в конце тоннеля» маячил не для всех осужденных. В зависимости от политики государства, ее ориентации на карательную либо гуманистическую составляющую менялся и круг лиц, который мог рассчитывать на условно-досрочное освобождение. Например, в 1982 году (во времена СССР) только 11% осужденных к лишению свободы имели право на условно-досрочное освобождение от отбывания лишения свободы: этого права были лишены особо опасные рецидивисты, лица, осужденные за тяжкие преступления, и т. п. категории.

В настоящее время имеется только одно исключение — права на условно-досрочное освобождение лишены лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, если они в период его отбывания совершили новое тяжкое или особо тяжкое преступление. Таких лиц в настоящее время в местах отбывания пожизненного лишения свободы нет. Возможно, они появятся в будущем, хотя в условиях осуществления столь тщательного и повсеместного надзора за поведением этих лиц трудно предположить, что совершение преступлений в местах пожизненного лишения свободы будет распространено.

Почему же государство предоставило практически всем осужденным право на условно-досрочное освобождение? Этому есть несколько объяснений, в том числе и то, что в международных стандартах, которые приняты в рамках ООН и Совета Европы и которых должна придерживаться Россия, есть положение о предоставлении осужденным такой возможности. Главное же, на наш взгляд, то, что вследствие изменения социальных, экономических, политических, духовных устоев нашего общества прежние стимулы правопослушного поведения осужденных в местах лишения свободы потеряли свое значение. А без действенных поощрительных стимулов, на основе только карательных и принудительных мер, правопорядка в местах лишения свободы и правопослушного поведения осужденных не добиться. Тем более нельзя достичь цели исправления осужденных, поскольку в ее основе лежит формирование внутреннего убеждения осужденного не преступать уголовный закон, а, как отмечают педагоги и психологи, это внутреннее убеждение не может быть сформировано в условиях тотального принуждения.

Однако вышеизложенное не означает того, что все осужденные освобождаются до истечения установленных им сроков наказания. Для того чтобы досрочно выйти на свободу, необходимо наступление установленных законодателем материального и формального оснований для условно-досрочного освобождения.

Материальное — это достижение определенной степени исправления, позволяющее суду сделать вывод, что осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Показателями достижения этой степени исправления являются положительное поведение осужденного, его отношение к учебе и труду во время отбывания наказания, раскаяние в совершенном преступлении, а также частичное или полное возмещение причиненного в результате преступления ущерба.

Формальное — это отбытие определенного срока наказания. Так, условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести, не менее половины — за тяжкое преступление, не менее двух третей — за особо тяжкое преступление. После истечения этого же срока наказания могут быть условно-досрочно освобождены также лица, которые ранее условно-досрочно освобождались, но нарушили условия такого освобождения и были возвращены в места лишения свободы.

Установление того факта, имеется ли формальное основание для досрочного освобождения, не представляет особого труда, нужно быть только в ладах с юриспруденцией и арифметикой. А вот сделать вывод о наличии материального основания для условно-досрочного освобождения, говоря словами известного классика политической мысли, «архисложно». Проникнуть в душу человека и сделать вывод об его исправлении на основании только внешних признаков непросто, поэтому в местах лишения свободы очень активно развивается психологическая служба. С появлением более совершенных психологических методик диагностики личности, развитием материальной базы психологической службы будет решена и эта задача. Пока же, к сожалению, имеют место факты совершения осужденными преступлений после их условно-досрочного освобождения, теми осужденными, в отношении которых был сделан вывод об их исправлении.

К примеру, в настоящее время на слуху общественности зверские преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних детей на сексуальной почве. Сначала газеты пестрят сообщениями о пропаже детей в том или ином регионе России, затем появляются сведения о пойманном маньяке. Нередко он уже был судим за аналогичные преступления, отбывал наказание, а в некоторых случаях был условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы. Совершенно обоснованно люди задают вопрос: если бы он отбывал срок наказания до последнего дня, то и не было бы таких зверских убийств и изнасилований?

Решение об условно-досрочном освобождении принимает суд, но материалы о личности осужденного, его поведении, степени исправления представляют суду сам осужденный, его адвокат и администрация исправительного учреждения. Имеют место случаи, когда суд принимал решение об освобождении осужденного вопреки мнению администрации исправительного учреждения, тем более актуальна задача внедрения в деятельность мест лишения свободы таких методов диагностики поведения осужденных, от которых суд не смог бы отмахнуться. Применительно к сексуальным преступникам следовало бы перед рассмотрением ходатайства об условно-досрочном освобождении проверять их на полиграфе или, как его обычно называют, «детекторе лжи». При наличии отработанных методик оценки сообщаемых осужденным сведений можно было бы выявить отдельные позиции, по которым осужденный или неискренен, или просто лжет. Конечно, полиграф может быть применен только с согласия лица, которое претендует на условно-досрочное освобождение. Если же он отказался от «общения с полиграфом», то об этом должно быть официально сообщено суду. Думаю, этот факт будет оценен судом явно не в пользу лица, претендующего на досрочное освобождение.

Порядок решения вопроса об условно-досрочном освобождении также будет интересен читателю. До 2003 года с представлением об условно-досрочном освобождении обращалась в суд администрация исправительного учреждения. Этому обращению предшествовало рассмотрение ходатайства осужденного на специально созданной комиссии исправительного учреждения, если комиссия не поддерживала ходатайство осужденного, то такое представление в суд не направлялось.

В настоящее время осужденный либо его адвокат (законный представитель) вправе самостоятельно обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Таким образом, устранен посредник между осужденным и органом государства, правомочным решать вопрос досрочного освобождения. Интересы администрации исправительного учреждения обеспечиваются тем, что она представляет характеристику на осужденного, в которой указываются сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию. Администрацией также делается заключение о целесообразности либо нецелесообразности условно-досрочного освобождения.

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденный вправе повторно обратиться в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе. Такой срок гарантирует от попыток злоупотребления правом на условно-досрочное освобождение, ходатайства при желании можно писать в суд каждый день, но только после истечения шести месяцев оно будет рассматриваться. Кроме того, шесть месяцев — это минимальный срок, в течение которого можно будет проследить какие-либо изменения в поведении осужденного. За более короткий срок это сделать невозможно.

Если решение об условно-досрочном освобождении судом принято, то фактическое освобождение из тюрьмы производится в день поступления соответствующих документов, а именно решения суда, а если документы получены после окончания рабочего дня — утром следующего дня. При освобождении осужденному выдаются паспорт, трудовая книжка и пенсионная карточка. Также освобожденным выдается документ об отбытии наказания и освобождении от него, знаменитая справка об освобождении.

Государству и обществу не безразлично, как будет проживать лицо после условно-досрочного освобождения. Поэтому в законодательстве установлены, с одной стороны, меры социальной и иной помощи освобожденным, с другой стороны, принудительные меры контроля за их поведением.

Можно по-разному оценивать меры помощи лицам, освобождаемым из мест лишения свободы. Нередко говорят о том, что их явно недостаточно, другие считают вообще излишней такую опеку бывших осужденных. Следует иметь в виду, что государство оказывает эту помощь в рамках имеющихся у него экономических возможностей. Кроме того, есть приоритетные социальные группы, которым необходимо помогать в большем объеме, чем делается сейчас (пенсионеры, многодетные семьи и т. д.). В то же время общество не может быть безразличным и к судьбе лиц, освобожденных из мест лишения свободы, так как это безразличие обернется затем новыми преступлениями, новыми жертвами преступлений, новыми экономическими и нравственными потерями, которые необходимо будет восполнять. О том, достаточно ли государство оказывает такую помощь, судите сами.

При освобождении из мест лишения свободы осужденные обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, а также продуктами питания или деньгами на время проезда. Как правило, это проезд в общих жестких вагонах или каютах 3-го класса пароходов. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним, беременным женщинам и женщинам, следующим с детьми, приобретаются билеты в плацкартные вагона или каюты 2-го класса. Если нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденные получают билеты на воздушный или автомобильный транспорт.

Бывают случаи, когда у освобождаемых из мест лишения свободы нет необходимой по сезону одежды. Например, попал в места лишения свободы летом, а освобождаться необходимо зимой, денег на приобретение зимней одежды нет, родственники не имеют возможности помочь в этом вопросе. В этом случае такой одеждой освобождаемый из мест лишения свободы обеспечивается за счет государства. Конечно, это одежда не от «Версаче» и обувь не от «Мартино Фабиане», но доехать в ней до места жительства можно.

Осужденным может быть выдано при освобождении единовременное денежное пособие, с 2006 года его размер составляет 720 рублей. Как правило, это денежное пособие выдается тем освобожденным, которые не имеют достаточных средств на лицевом счету и нуждаются в денежных средствах на период проезда к месту жительства.

При освобождении от отбывания наказания отдельных категорий осужденных до места их постоянного жительства их может сопроводить работник исправительного учреждения. Это такие категории, как беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, нуждающиеся в постороннем уходе, а также несовершеннолетние освобожденные. Такое сопровождение может иметь место лишь в том случае, когда заблаговременно извещенные родственники осужденного не прибыли в исправительное учреждение к моменту его досрочного освобождения.

Оказание этой помощи возложено на администрацию исправительного учреждения, а что же делают иные государственные органы для того, чтобы освобожденный не почувствовал себя изгоем и вновь не совершил нового преступления?

Некоторые обязанности по оказанию помощи освобожденным из мест лишения свободы есть у службы трудовой занятости. Имеются такие обязанности по отношению к несовершеннолетним у комиссий по делам несовершеннолетних и соответствующих подразделений органов внутренних дел. Однако комплексного законодательного акта по оказанию помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, до сих пор не принято, хотя несколько проектов, начиная с 1997 года, вносились в Государственную думу. В этом акте как раз следовало бы установить гарантии для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, временного их проживания и т. д. В той же Германии вопросы трудоустройства и проживания после освобождения начинают решаться с того момента, как человек оказался за решеткой. И пока эти вопросы не решены, о досрочном освобождении речь вообще не идет.

При условно-досрочном освобождении государство оказывает доверие осужденным, одновременно оно возлагает на них определенные обязанности. Так, применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного исполнение следующих обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на условно-освобождаемого исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению (например, получить какую- либо специальность, загладить причиненный преступлением вред и т. п.). Контроль за исполнением возложенных на освобожденного обязанностей, а также за его поведением возлагается на специализированные государственные органы, а в отношении военнослужащих (вспомните, условно-досрочное освобождение может применяться и к военнослужащему, отбывающему наказание в дисциплинарной воинской части) — командованием воинских частей и учреждений.

Было бы несправедливым, если бы законодателем не была предусмотрена правовая ответственность за неисполнение обязанностей или другое противоправное поведение условно-досрочно освобожденного из мест лишения свободы. Такая ответственность может применяться только в течение того срока, на который досрочно освобождено это лицо.

Так, если в течение оставшейся неотбытой части наказания освобожденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения указанных выше обязанностей (при условии, что они были возложены на него судом при освобождении), суд по представлению специализированного государственного органа может отменить условно-досрочное освобождение и возвратить осужденного в места лишения свободы. На практике такой возврат встречается крайне редко, хотя не все условно-досрочно освобожденные отличаются примерным поведением. Дело в слабости государственных структур, которые призваны осуществлять контроль за поведением освобожденных. Специализированных государственных органов для этого не создано, обязанности по контролю возложены на милицию, которая обращает внимание на освобожденных лишь в тех случаях, когда они уже совершили повторные преступления. В последнее время все чаще вносятся предложения о создании специализированной федеральной службы пробации, которая наряду с другими функциями взяла бы на себя учет освобождаемых условно-досрочно и осуществление контроля за их поведением. Думается, это предложение заслуживает поддержки, так как от этого зависит уровень преступности в стране, а значит — покой и благополучие наших граждан.

Очень интересные особенности установлены при условно-досрочном освобождении осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Этот вид наказания применяется в России за совершение убийств с отягчающими вину обстоятельствами и терроризм. Может он применяться и при замене наказания в виде смертной казни в порядке помилования, осуществляемого Президентом РФ.

Минимальный срок, после отбытия которого возможно условно-досрочное освобождение, составляет 25 лет. Пожизненное лишение свободы появилось в России в 1992 году в качестве замены смертной казни более мягким наказанием, поэтому еще ни один осужденный к этому виду наказания не был освобожден условно-досрочно: просто не истек необходимый 25-летний срок.

Кстати, в Корее и Японии минимальный срок обязательного отбывания пожизненного лишения свободы составляет 10 лет, в Германии — 15 лет, в Греции — 16 лет, в Австралии — 20 лет, в Польше, Канаде и Новой Зеландии — 25 лет. Наиболее суровые условия для досрочного освобождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, установлены в США, в результате чего в целом по стране каждый одиннадцатый из числа содержащихся в тюрьмах отбывает пожизненное лишение свободы. В России этих лиц значительно меньше: по состоянию на I января 2007 года в исправительных учреждениях России отбывало наказание I 646 осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Законом установлено, что условно-досрочное освобождение от пожизненного лишения свободы применяется лишь при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Осужденные, совершившие в период отбывания наказания новое тяжкое или особо тяжкое преступление, право на условно-досрочное освобождение теряют.

Условно-досрочное освобождение является для отбывающих пожизненное лишение свободы наиболее действенным стимулом, это действительно луч света в бесконечно темном тоннеле. Несмотря на столь суровый приговор, болыиинст- во осужденных не считают себя навсегда изолированными от общества, они надеются в него вернуться. Так, по результатам опроса, проведенного в одной из колоний для осужденных к пожизненному лишению свободы, 46,9% осужденных надеются дожить до условно-досрочного освобождения, 24,3% еще не задумывались над этим и лишь 28,8% уже не надеются на условно-досрочное освобождение. Поэтому в своем большинстве осужденные ведут себя положительно, не нарушают режим и по истечению 25-летнего срока обратятся с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Они готовы вернуться в общество, а вот готово ли общество принять их? Ответ на этот вопрос очень сложен.

Среди профессионалов преобладающим является мнение о том, что после отбытия 25 лет должна быть определенная ступень, которая позволила бы, с одной стороны, адаптироваться осужденному к условиям жизни в обществе, а с другой стороны, еще раз проверить серьезность намерений освобожденного жить по установленным законам и нормам поведения. Поэтому предлагается условно-досрочно освобожденных от пожизненного лишения свободы на три-пять лет направлять в исправительные центры, где они могли бы жить свободно, но под постоянным надзором той же службы пробации. На наш взгляд, неплохое предложение, особенно если удастся ввести системный электронный мониторинг за поведением таких лиц. В настоящее время Российская Федерация приобрела свыше 200 электронных устройств (электронных браслетов), а Европейский союз выделил гранд для их экспериментальной апробации в отношении осужденных к альтернативным лишению свободы видам наказания. В случае успеха эксперимента его результаты могли бы быть использованы и для осуществления контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания, в том числе и от пожизненного лишения свободы.

В настоящей статье лишь схематично освещены отдельные проблемы услов- но-досрочного освобождения. Будет приятно, если эта проблематика заинтересовала читателя. Будет вдвойне приятно, если читатель понял все трудности решения вопросов в такой непростой сфере общественной жизни, которая протекает «за колючей проволокой».